Brand Analytics продолжает наблюдение за изменениями в русскоязычных социальных медиа, происходящими с февраля 2022 года под влиянием общественно-политических событий и действий Роскомнадзора по блокировке зарубежных соцсетей. Главная цифра сегодняшнего наблюдения – с начала спецоперации к середине мая (почти за 3 месяца) число активных авторов суммарно на всех платформах соцмедиа снизилось только на 10%. Несмотря на блокировку Instagram, Facebook и Twitter, а также отключение монетизации в Youtube. Рост продемонстрировали ВКонтакте, Telegram и Одноклассники.
Суммарно по всем платформам соцмедиа число ежедневно активных авторов снизилось на 10%, а объем публикуемого ими контента – на 8%.
Второе наблюдение – весенняя миграция пользователей соцсетей к середине мая приостановилась.
ВКонтакте демонстрирует самый большой прирост по контенту. В соцсети наблюдался резкий рост числа авторов и объема контента в конце февраля и начале марта. После чего последовал небольшой отскок и стабилизация показателей на новых уровнях. Пользователи переходят в ВКонтакте, но активничать начинают не сразу. Число авторов на 15 мая: 3,96 млн; рост +18% относительно 24 февраля. Объем публикуемого контента: 13,5 млн единиц в день; рост +12%.
Telegram лидирует по приросту авторов. В целом, тренд у платформы аналогичен ВКонтакте за исключением февральского всплеска активности ботов в телеграм-каналах. Прирост по контенту минимальный – в телеграме настолько высокая активность публичных каналов, что новички не могут быстро «разогнаться» до таких скоростей. Число авторов: 0,86 млн; рост +23%. Объем контента: 7,15 млн; +2%.
Одноклассники. В ОК ситуация стабильная. Платформа приросла «в авторах», но немного «замолчала» в контенте – новым пользователям нужно время, чтобы освоиться. Число авторов: 0,69 млн; +4%. Объем контента: 2,6 млн; -4%.
Instagram* в абсолютных значениях «потерял» больше всех соцсетей, в относительных – более половины авторов и контента. Но аудитория не уходит полностью с платформы, полноценной замены Instagram на настоящий момент она не нашла. Число авторов: 0,81 млн; -54%. Объем контента: 1,7 млн; -55%.
Facebook*. В соцсети наблюдался резкий рост активности после старта СВО и такое же быстрое сжатие после блокировки на треть по авторам и на 40% по контенту. Профи тусовка с площадки не уходит, так как использование ее не запрещено. Наблюдалась турбулентность мнений пользователей относительно СВО. Число авторов: 0,49 млн; -33%. Объем контента: 0,79 млн; -40%.
Youtube имеет наименьшие «потери» из зарубежных соцсетей, так как избежал блокировок. Однако из-за проблем с монетизацией и неясными перспективами блогеры ищут себя на российских платформах. В мае наблюдается оживление, когда стало понятно, что быстрой блокировки может не случиться. Число авторов: 0,48 млн; -15%. Объем контента: 0,83 млн; -19%.
Twitter демонстрирует снижение показателей более, чем на треть, после замедления доступа к платформе со стороны РКН в начале марта. В конце февраля соцсеть на время «включила» бот-активность. Число авторов: 0,17 млн; -34%. Объем контента: 1,2 млн; -39%.
TikTok показывает самое сильное снижение из всех соцмедиа платформ, так как почти нет возможности публиковать новый контент и зарабатывать. Платформа практически «обнулилась». Однако есть хороший шанс вернуться, когда выстроят работу с фейками. Число авторов: 70,2 тыс.; -76%. Объем контента: 88,9 тыс.; -79%.
Изменения количества ежедневно активных авторов и объема публикуемого в день контента на платформах соцмедиа. Динамика на графиках представлена с 1 февраля по 15 мая. Цифры про приросту или снижению рассчитывались от значений тренда на 24 февраля и 15 мая.
Основные тренды
- Несмотря на блокировки зарубежных платформ число активных русскоязычных авторов суммарно по всем площадкам социальных медиа снизилось незначительно – на 10%. Объем ежедневного контента снизился на 8%.
- Изменилась первая тройка платформ по объему контента. Одноклассники обошли Instagram, и первая тройка платформ русскоязычных соцмедиа теперь выглядит так: ВКонтакте, Телеграм, ОК.
- Блогеры испытывают трудности с конвертированием аудитории на новые платформы. Профи тусовка обозначилась в ВКонтакте, но не уходит из Facebook.
- К середине мая (неполные 3 месяца с начала СВО) миграция пользователей между платформами приостановилась.
Подробнее о том, «как это было» можно прочитать в предыдущих материалах:
- Youtube теряет более 20% активных авторов. 24 февраля – 20 апреля 2022
- Instagram* потерял почти половину авторов с начала спецоперации
- Как изменились соцсети в марте 2022 года
- Изменение медиапотребления в соцмедиа. 1 февраля – 17 марта 2022
- Изменение медиапотребления в соцмедиа, февраль-март 2022
Как мы считали
Прирост числа ежедневно активных авторов и объема ежедневно публикуемого контента считался от усредненных значений, соответствующих тренду. Сравнивались показатели на 24 февраля и 15 мая.
Число активных русскоязычных авторов за день – это авторы, которые опубликовали в исследуемый день хотя бы одно сообщение, сторис, комментарий или репост. Сторис учитывается для ВКонтакте и Instagram* (в Instagram* для авторов с числом подписчиков 10 тыс. и выше). В исследовании исключена активность спам-ботов на платформе Telegram, которая составляет более 30% трафика платформы.
В исследовании анализируются сообщения, включающие и публикации, и комментарии. Несмотря на различное соотношение числа публикаций и комментариев на видеоплатформах и в других соцсетях, проверочное исследование показало схожую динамику у публикаций и комментариев в исследуемый период.
В интересах исследования было проанализировано более 8,6 млрд русскоязычных сообщений соцмедиа за период с 1 февраля по 15 мая 2022 года.
* Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями и запрещены в РФ.