С 2019 года Brand Analytics ежемесячно публикует два рейтинга, демонстрирующих тренды медиапотребления: новый рейтинг «Топ-платформ» и традиционный рейтинг «Топ-100 виральных русскоязычных медиаресурсов».
Топ-100 – это рейтинг производителей контента (СМИ, UGC-площадок, блогеров и т.д.), а новый рейтинг Топ-платформ – это рейтинг экосистем, аккумулирующих и распространяющих контент. К ним можно отнести классические новостные агрегаторы, медийную систему публичных каналов в мессенджерах, а также новую волну персонализированных ньюсфидов и различных платформ для авторов.
В наших исследованиях «Соцсети в России: цифры и тренды», в регулярных рейтингах медиаресурсов и в другой аналитике мы неоднократно отмечали проблему неэффективности алгоритмических лент соцсетей и, как следствие, рост использования мессенджеров для общения и медиапотребления, вернувшийся интерес к тематическим медиа и UGC, персонализацию контента, взлет Stories и новых платформ для авторов таких, как молодежные Like.Video и TikTok.
В первых числах марта Марк Цукерберг опубликовал программный пост примерно об этих трендах и о том, как Facebook будет двигаться в сторону WhatsApp и Instagram. Telegram же Павла Дурова пошел по этому пути много раньше, и результаты этого движения мы сегодня можем наблюдать в рейтинге Топ-платформ.
Данные для анализа
Для составления рейтингов было проанализировано 2,15 млрд русскоязычных сообщений в социальных медиа в феврале 2019 года, содержащих более 2,6 млрд ссылок на платформы и медиаресурсы, 355 млн из которых являлись короткими ссылками, развернутыми для корректного анализа.
Топ-платформ
Telegram в феврале рванул вверх почти на 0,5 млн ссылок и преодолел рубеж в 3 млн цитирований, чем обеспечил рост совокупной цитируемости участников рейтинга Топ-платформ в отличие от рейтинга Топ-100, чья совокупная цитируемость в феврале наоборот снизилась. Яндекс.Дзен не поддержал темп лидера и продемонстрировал снижение абсолютных показателей. Как, впрочем, и другие участники Топа. Исключением стал незначительный рост Рамблер/Новости.
Мощность шести платформ (мессенджер-платформа, алгоритмический ньюсфид и четыре агрегатора) составила в феврале 5,6 млн ссылок и уже уверенно превышает половину суммарной мощности всех медиаресурсов, входящих в Топ-100 – 9,9 млн ссылок.
Топ-100 медиаресурсов
В Топ-10 рейтинга «RT на русском» (5 позиция, -2 строчки рейтинга) снижается второй месяц подряд и теряет сразу 2 строчки рейтинга, пропуская вверх «Комсомолку» и ТАСС. РБК (8, -1) также демонстрирует «джентельменство» и дает возможность занять 7 позицию «Новостному фронту».
В Топ-10 роста по позициям сразу 4 зарубежных ресурса: Tengri News (62, +21), Белновости (67, +13), Украина.ру (46, +10), Новости Казахстана (83, +10). И два региональных: Петербургская интернет-газета fontanka.ru (47, +17) и Портал г. Сочи (20, +17), которые поднимаются в рейтинге второй месяц подряд. Попали в Топ-10 роста по позициям и такие ключевые медийные ресурсы, как Finanz.ru (53, +29), Медиазона (52, +18), Ведомости (61, +14) и Мел (75, +10).
Среди лидеров снижения (Топ-10 по позициям) православные и научные площадки: ПостНаука (72, -28), Православие и Мир (73, -18), Православие.ру (59, -11). Площадки с общественно-политической повесткой: Новые известия (85, -16), блог Алексея Навального (65, -13), Сделано у нас (90, -12), сайт Президента России (50, -10). Сюда же попал и VC.ru (82, -10).
Описание рейтингов цитируемости Топ-платформ и Топ-100 медиаресурсов
Рейтинги формируются на основе Индекса цитируемости источника в социальных медиа. Рейтинг платформ включает экосистемы по распространению контента (для Яндекс.Дзен учитывается цитирование только авторских каналов), Топ-100 включает медиаресурсы: СМИ, UGC-площадки, блоги, и другие популярные ресурсы. Рейтинги призваны показать какие источники реально формируют информационное поле социума.
Для расчета рейтингов проанализированы публичные русскоязычные сообщения, опубликованные за месяц в социальных сетях ВКонтакте, Одноклассники, Twitter, Facebook, Instagram, YouTube, Мой Мир, МирТесен, а также в блогах, форумах, публичных каналах мессенджеров, комментариях к новостным статьям. Сообщения от автоматических аккаунтов (ботов) и самоцитирование исключены из анализа.
Мониторинг социальных медиа
Методология составления рейтингов
- Индекс цитируемости в социальных медиа – это число ссылок (цитирований) на источник (платформы или медиаресурсы) в соцмедиа за месяц. Для расчета рейтинга число ссылок за полный месяц нормируется для 30 дней.
- Перед расчетом цитируемости все короткие ссылки на источники преобразуются в исходные. Короткие ссылки разворачиваются для более, чем 900 сервисов типа t.co, fb.me, goo.gl и др.
- Доля платформы в Топ-платформ – это доля виральности информационного поля, формируемого платформами в Топ-платформ, выраженная в процентах с шагом 0,1%.
- Доля медиаресурса в Топ-100 – это доля виральности информационного поля, формируемого ресурсами в Топ-100, выраженная в процентах с шагом 0,1%.
Система анализа и мониторинга социальных медиа Brand Analytics.