14 декабря 2023 года состоялись «Итоги года с Владимиром Путиным» – совмещенный формат прямой линии и большой пресс-конференции. Brand Analytics зафиксировал, как русскоязычные пользователи социальных медиа обсуждали «Итоги» в момент их проведения – с 12:00 по 17:00 мск, 14 декабря 2023 года.
В интересах исследования было проанализировано более 11,6 млн русскоязычных сообщений, опубликованных в анализируемый период в социальных медиа. Из потока в 11,6 млн сообщений было выявлено 130 тыс. сообщений от 55 тыс. авторов, которые были посвящены обсуждению «Итогов года».
Показатели интереса
Сравнивая показатели «Итогов 2023» с показателями «Прямой линии 2018» можно отметить заметный рост общего числа сообщений (130 тыс. против 94 тыс.), высокий уровень вовлеченности (3,6 млн реакций), а также позитивный характер обсуждений – индекс лояльности составил 2,3 единицы, то есть число позитивных сообщений превысило число негативных в 2,3 раза. В 2018 году индекс лояльности составлял 0,6 – негативных сообщений было зафиксировано в полтора раза больше, чем позитивных.
Топ-10 наиболее обсуждаемых вопросов
В топ-10 наиболее обсуждаемых в соцмедиа вопросов вошли вопросы, связанные с СВО и новыми регионами, с социальной сферой и запасом прочности российской экономики.
В топ-10 вопросов для аудитории 18-24 лет и 25-34 лет вошел также вопрос по внутреннему туризму. Так, например, курорты Краснодарского края побили очередной рекорд по количеству туристов. Внутренний туризм развивается хорошими темпами, отсюда и необходимость обратить внимание на расширение транспортной инфраструктуры.
В топ-10 вопросов для аудитории 35-44 лет вошел также вопрос о равных мерах поддержки для всех ветеранов боевых действий, включая вагнеровцев из ЧВК.
Внимание пользователей 55+ помимо вопроса о мерах поддержки ветеранов было обращено к теме нейросетей и их влияния на нашу жизнь.
Эмоциональный характер обсуждений
Наиболее эмоционально пользователи обсуждали вопрос о том, будет ли вторая волна мобилизации и вопрос о резком росте стоимости яиц. В целом же можно еще раз отметить превалирование позитивных сообщений относительно негативных.
Интерес к «Итогам» в разных возрастных группах
В сравнении с «Прямой линией 2018» заметно выросла доля авторов 18-24 лет – с 5,3% в 2018 до 13,2% в 2023, фиксируем рост интереса со стороны молодежи. На этом фоне наблюдается снижение доли авторов 55+ – с 39,7% в 2018 году до 33,4% в 2023 году. Распределение по полу среди авторов наблюдается «в пользу мужчин» – их доля составила 55%.
Топ-10 тем «Итогов года» по версии BrandGPT
BrandGPT — умный ИИ-ассистент в системе Brand Analytics, который анализирует сообщения из соцмедиа и СМИ и помогает аналитикам делать выводы и находить ответы на вопросы бизнеса. В настоящий момент BrandGPT находится на стадии тестирования.
Умный ИИ-ассистент составил свой топ-10 тем «Итогов года»:
- Суверенитет России и его укрепление.
- Цели СВО и текущая ситуация.
- Искусственный интеллект и его развитие в России.
- Российская экономика и инфляция.
- Мигранты и их условия жизни в России.
- Олимпийские игры и участие российских спортсменов на них.
- Религиозные и национальные вопросы, а также русофобия и юдофобия.
- Военная техника и оборонная промышленность России.
- Инфраструктура и развитие регионов в России.
- Роль государства в экономике и социальной сфере.
BrandGPT выделяет ключевые темы не по числу обсуждений, а по важности тем с учетом долгосрочной новостной повестки, на данных которой он, в том числе, обучен. Подобная аналитика может быть сформирована с разным уровнем детализации, выше представлен верхнеуровневый вариант.
Резюме
Подытоживая, можно отметить возвращение интереса со стороны пользователей соцмедиа к встречам с президентом, рост такого интереса у молодежи, позитивный характер большей части обсуждений, а также высокий интерес к вопросам, связанным с СВО и новыми регионами.
Справка
В рамках исследования было проанализировано более 11,6 млн русскоязычных сообщений, опубликованных в анализируемый период в социальных медиа, которые включают социальные сети — ВКонтакте, Одноклассники, Twitter, Facebook*, Instagram*, YouTube, TikTok, Мой Мир, МирТесен, — а также блоги, форумы, публичные каналы мессенджеров, комментарии к новостным статьям, геосервисы, отзовики. Сообщения от аккаунтов СМИ, от автоматических аккаунтов (ботов) и самоцитирование исключены из анализа. Из потока в 11,6 млн сообщений было выявлено 130 тыс. сообщений от 55 тыс. авторов, которые были посвящены обсуждению «Итогов года».
* Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями и запрещены на территории РФ.