Открывающие год праздники остались в далеком январе, как и временно пониженная читательская и авторская активность. В феврале выросли и совокупная цитируемость ресурсов, вошедших в Топ-100, и совокупная цитируемость участников рейтинга Топ-платформ.
Цитируемость ресурсов из Топ-100 в феврале составила 9,3 млн ссылок против 8,5 млн в декабре и 8,7 млн в январе. Цитируемость платформ в феврале – 10,5 млн ссылок против 9,8 млн в декабре и 9,2 млн в январе.
Причем если в Топ-100 наблюдается разнонаправленное движение – кто-то растет, кто-то наоборот, то на Топ-платформ надо смотреть внимательнее. В топе выросли все участники. Но существенный рост в феврале показали опять Telegram и Дзен. Первый вырос более, чем на 12%, второй – на 10%. Новые соцмедийные авторские платформы продолжают менять медийный ландшафт под себя – цитируемость платформ за счет Telegram и Дзен уже стабильно обгоняет виральность ресурсов Топ-100.
В Топ-100 целый ряд ресурсов показал рост на 10 позиций рейтинга и более: Страна.ua (30, +12), Медиазона (33, +17), Ведомости (53, +19), Finanz.ru (54, +10), Лентач (63, +27), Орбита Спутник (67, new), Сайт Государственной Думы (68, new), Открытые медиа (70, +25), МАМУЛ.am (74, +14), «Новые известия» (78, +13). Откатились же в основном те ресурсы, которые выросли на январской новостной повестке.
Топ-платформ
Топ-100 медиаресурсов
Данные для анализа
Для составления рейтингов «Топ-платформ» и «Топ-100 виральных русскоязычных медиаресурсов» было проанализировано 2,52 млрд русскоязычных сообщений в социальных медиа в январе 2020 года, содержащих 2,32 млрд ссылок на платформы и медиаресурсы, 270 млн из которых являлись короткими ссылками, развернутыми для корректного анализа.
Описание рейтингов цитируемости Топ-платформ и Топ-100 виральных русскоязычных медиаресурсов
Brand Analytics ежемесячно публикует два рейтинга, демонстрирующих тренды медиапотребления: «Топ-платформ» и «Топ-100 виральных русскоязычных медиаресурсов».
«Топ-100 виральных русскоязычных медиаресурсов» – это рейтинг производителей контента (СМИ, UGC-площадок, блогеров и т.д.), а «Топ-платформ» – это рейтинг экосистем, аккумулирующих и распространяющих контент. К ним можно отнести классические новостные агрегаторы, медийную систему публичных каналов в мессенджерах, а также новую волну персонализированных ньюсфидов и различных платформ для авторов. Для Яндекс.Дзен учитывается цитирование только авторских каналов. Рейтинги призваны показать, какие источники реально формируют информационное поле социума.
Методология составления рейтингов
- Для расчета рейтингов анализируется месячный поток русскоязычных сообщений социальных медиа, которые включают социальные сети ВКонтакте, Одноклассники, Twitter, Facebook, Instagram, YouTube, Мой Мир, МирТесен, а также блоги, форумы, публичные каналы мессенджеров, комментарии к новостным статьям. Сообщения от автоматических аккаунтов (ботов) и самоцитирование исключены из анализа.
- Индекс цитируемости в социальных медиа – это число ссылок (цитирований) на источник (платформы или медиаресурсы) в соцмедиа за месяц. Для расчета рейтинга число ссылок за полный месяц нормируется для 30 дней.
- Перед расчетом цитируемости все короткие ссылки на источники преобразуются в исходные. Короткие ссылки разворачиваются для более, чем 900 сервисов типа t.co, fb.me, goo.gl и др.
- Доля платформы в Топ-платформ – это доля виральности информационного поля, формируемого платформами в Топ-платформ, выраженная в процентах с шагом 0,1%.
- Доля медиаресурса в Топ-100 – это доля виральности информационного поля, формируемого ресурсами в Топ-100, выраженная в процентах с шагом 0,1%.