Отношение к вакцинации в России – исследование обсуждений в социальных медиа

Представляем результаты исследования отношения к вакцинации в России.  Исследование проведено специально для Public Talk «Свобода слова и осознанность выбора: какова цена здоровья наших детей?», организованного Союзом педиатров России и проектом Здоровье Mail.Ru в Москве 26 апреля 2019 года в рамках Всемирной недели иммунизации. Мы выяснили, как меняется отношение общества к проблеме вакцинации, кого больше волнует этот вопрос – мужчин или женщин, а также как сторонники и противники прививок аргументируют свою позицию.

Отношение к вакцинации, апрель 2019

Сторонников вакцинации в российских социальных медиа больше, чем противников: 59% авторов высказались в поддержку вакцинации, 41% – против.

Мониторинг соцмедиа отношение

Каковы же самые распространенные аргументы, используемые с обеих сторон? Среди сторонников наиболее распространена доверительная позиция по отношению к официальной медицине – так надо, так правильно. Есть и позиция «так проще» – детям нужно делать прививки, иначе их не примут в детский сад. При этом «прививочники» чаще всего пишут оригинальные авторские посты, в которых подкрепляют свое мнение личным опытом.

Аргументы «за»:

  • так надо / так правильно поступать;
  • прививки – защита от болезней / протекания болезней в тяжелой форме;
  • современные вакцины хорошо переносятся (не вызывают осложнений, которыми пугают);
  • по статистике среди привитых людей смертность от болезней ниже, чем среди непривитых;
  • привитые люди реже болеют / их иммунитет в целом крепче;
  • вакцинация – защита от возникновения эпидемий;
  • детям нужно делать прививки, иначе их не примут в детский сад.

«Антипрививочники» реже пишут авторские сообщения. Они предпочитают ссылаться на широко распространенные в сети статьи или видео об опасности прививок – в интернете доступно много «упакованного» и готового к тиражированию антипрививочного контента. Среди аргументов против есть, например, «теория заговора», согласно которой зарубежные вакцины предназначены для уничтожения россиян.

Аргументы «против»:

  • вакцины могут вызывать побочные эффекты;
  • вакцины содержат опасные вещества (ртуть и т.п.);
  • вакцины неэффективны / не спасают;
  • риск смерти от прививки;
  • риск наступления инвалидности от прививки;
  • вакцинация снижает иммунитет;
  • некоторые вакцины не прошли испытания на безопасность и эффективность;
  • это заговор, зарубежные вакцины нацелены на уничтожение россиян.

Отметим также, что «прививочники» в целом ведут себя в соцсетях более агрессивно, чем их идеологические противники.  Особенно негативно они реагируют на родителей, выступающих против вакцинации детей.

Активность обсуждений за год удвоилась

Активность обсуждения вакцинации в русскоязычных соцмедиа уверенно росла в течение всего периода исследования. В результате, в марте 2019 года месячный объем обсуждений вакцинации практически удвоился по отношению к апрелю прошлого года. Всего же с 1 апреля 2018 по 31 марта 2019 года в русскоязычных социальных медиа зафиксировано 5,3 млн. сообщений с упоминанием вакцинации.

Мониторинг соцмедиа динамика упоминаний вакциинации

Среди женщин больше сторонников вакцинации и высказываются они чаще мужчин

У темы вакцинации – женское лицо: 70% сообщений по проблеме прививок написали именно женщины. Это ожидаемо, так как именно мамы больше вовлечены в заботу о ребенке. При этом среди мужчин больше противников вакцинации, чем среди женщин – 48% против 43%.

Мониторинг соцмедиа соцдем пользователей

Какие болезни обсуждаются больше всего

Самая обсуждаемая в соцсетях болезнь – корь. Родителей очень беспокоит ее быстрое распространение. В итоге количество сообщений с упоминанием кори втрое превысило количество упоминаний следующего по «популярности» заболевания – коклюша.

Мониторинг соцмедиа обсуждение болезней

Полную версию исследования с информацией о распределении и проникновении обсуждений на различные площадки соцмедиа, а также другими подробностями смотрите по ссылке.

Как мы считали

В исследовании использован комплексный метод, сочетающий количественный экспресс-анализ годовой ретроспективы упоминаний с 1 апреля 2018 по 31 марта 2019 года и глубокий качественный анализ данных за апрель 2019 года.

Среди обработанных 30 млрд русскоязычных сообщений соцмедиа за годовой период наблюдения релевантный исследованию объем данных составил более 5,3 млн. А для качественной репрезентативной аналитики были отобраны 66 000 сообщений за апрель 2019 года.

В рамках исследования анализировались сообщения, содержащие упоминания вакцинации. К ним относятся: высказывание собственного мнения, сообщение о сделанной прививке или публикация текста/видео в поддержку или против вакцинации.

 

Бесплатный демонстрационный доступ

Персональный консультант проведет демонстрацию и поможет протестировать систему с учетом ваших бизнес-задач

Запросить демо

Похожие статьи

Как аналитика соцмедиа меняет города

Как аналитика соцмедиа меняет города

Топ-100 виральных русскоязычных медиаресурсов, ИЮЛЬ 2023. «Новый порядок медиапотребления»

«Территория оптимистов»: Brand Analytics опровергает миф, что в соцмедиа только негатив

Топ-100 виральных русскоязычных медиаресурсов, АВГУСТ 2022. «В преддверии сезона»

Последние статьи

Топ-20 виральных русскоязычных медиаресурсов, АПРЕЛЬ 2024. «Важны быстрые новости»

Вебинар 17 мая: Обновления Brand Analytics 2024

Вебинар 17 мая: Обновления Brand Analytics 2024

Brand Analytics информационный партнёр II конференции МИРБИС «Маркетинговые решения-2024»

Brand Analytics — информационный партнёр II конференции МИРБИС «Маркетинговые решения-2024»

Рейтинг популярности в соцмедиа трофейной техники, выставленной на Поклонной горе