Представляем результаты исследования отношения к вакцинации в России. Исследование проведено специально для Public Talk «Свобода слова и осознанность выбора: какова цена здоровья наших детей?», организованного Союзом педиатров России и проектом Здоровье Mail.Ru в Москве 26 апреля 2019 года в рамках Всемирной недели иммунизации. Мы выяснили, как меняется отношение общества к проблеме вакцинации, кого больше волнует этот вопрос – мужчин или женщин, а также как сторонники и противники прививок аргументируют свою позицию.
Отношение к вакцинации, апрель 2019
Сторонников вакцинации в российских социальных медиа больше, чем противников: 59% авторов высказались в поддержку вакцинации, 41% – против.
Каковы же самые распространенные аргументы, используемые с обеих сторон? Среди сторонников наиболее распространена доверительная позиция по отношению к официальной медицине – так надо, так правильно. Есть и позиция «так проще» – детям нужно делать прививки, иначе их не примут в детский сад. При этом «прививочники» чаще всего пишут оригинальные авторские посты, в которых подкрепляют свое мнение личным опытом.
Аргументы «за»:
- так надо / так правильно поступать;
- прививки – защита от болезней / протекания болезней в тяжелой форме;
- современные вакцины хорошо переносятся (не вызывают осложнений, которыми пугают);
- по статистике среди привитых людей смертность от болезней ниже, чем среди непривитых;
- привитые люди реже болеют / их иммунитет в целом крепче;
- вакцинация – защита от возникновения эпидемий;
- детям нужно делать прививки, иначе их не примут в детский сад.
«Антипрививочники» реже пишут авторские сообщения. Они предпочитают ссылаться на широко распространенные в сети статьи или видео об опасности прививок – в интернете доступно много «упакованного» и готового к тиражированию антипрививочного контента. Среди аргументов против есть, например, «теория заговора», согласно которой зарубежные вакцины предназначены для уничтожения россиян.
Аргументы «против»:
- вакцины могут вызывать побочные эффекты;
- вакцины содержат опасные вещества (ртуть и т.п.);
- вакцины неэффективны / не спасают;
- риск смерти от прививки;
- риск наступления инвалидности от прививки;
- вакцинация снижает иммунитет;
- некоторые вакцины не прошли испытания на безопасность и эффективность;
- это заговор, зарубежные вакцины нацелены на уничтожение россиян.
Отметим также, что «прививочники» в целом ведут себя в соцсетях более агрессивно, чем их идеологические противники. Особенно негативно они реагируют на родителей, выступающих против вакцинации детей.
Активность обсуждений за год удвоилась
Активность обсуждения вакцинации в русскоязычных соцмедиа уверенно росла в течение всего периода исследования. В результате, в марте 2019 года месячный объем обсуждений вакцинации практически удвоился по отношению к апрелю прошлого года. Всего же с 1 апреля 2018 по 31 марта 2019 года в русскоязычных социальных медиа зафиксировано 5,3 млн. сообщений с упоминанием вакцинации.
Среди женщин больше сторонников вакцинации и высказываются они чаще мужчин
У темы вакцинации – женское лицо: 70% сообщений по проблеме прививок написали именно женщины. Это ожидаемо, так как именно мамы больше вовлечены в заботу о ребенке. При этом среди мужчин больше противников вакцинации, чем среди женщин – 48% против 43%.
Какие болезни обсуждаются больше всего
Самая обсуждаемая в соцсетях болезнь – корь. Родителей очень беспокоит ее быстрое распространение. В итоге количество сообщений с упоминанием кори втрое превысило количество упоминаний следующего по «популярности» заболевания – коклюша.
Полную версию исследования с информацией о распределении и проникновении обсуждений на различные площадки соцмедиа, а также другими подробностями смотрите по ссылке.
Как мы считали
В исследовании использован комплексный метод, сочетающий количественный экспресс-анализ годовой ретроспективы упоминаний с 1 апреля 2018 по 31 марта 2019 года и глубокий качественный анализ данных за апрель 2019 года.
Среди обработанных 30 млрд русскоязычных сообщений соцмедиа за годовой период наблюдения релевантный исследованию объем данных составил более 5,3 млн. А для качественной репрезентативной аналитики были отобраны 66 000 сообщений за апрель 2019 года.
В рамках исследования анализировались сообщения, содержащие упоминания вакцинации. К ним относятся: высказывание собственного мнения, сообщение о сделанной прививке или публикация текста/видео в поддержку или против вакцинации.