Мессенджеры в России 2019: новые лидеры и перспективные новички

Зачем звонить, если можно написать? Похоже, все больше россиян придерживается такой жизненной позиции. Это подтверждает наше исследование популярности мессенджеров в России, проведенное в августе 2019 года. Популярность мы традиционно измеряем объемом обсуждений российскими пользователями соцмедиа. И, как показывает статистика, за последние полтора года количество сообщений о мессенджерах выросло почти в полтора раза – с 11,5 млн в марте 2018 года до 16,4 млн в августе 2019 года. А если сравнивать с февралем 2017 года (именно тогда мы начали измерять интерес россиян к мессенджерам) – почти в 2,5 раза, с 6,6 млн.

Новый лидер

На первое место рейтинга популярности в российских соцсетях вышел мировой лидер – WhatsApp. Ему достались 39% всех упоминаний мессенджеров российскими пользователями. Впервые за почти 3 года измерений WhatsApp обогнал бессменного победителя прошлых рейтингов — Viber.

Мессенджеры в России 2019. Изменение доли упоминаний

В конце июня 2019 года WhatsApp добавил функцию broadcast only (возможность делать публикации только для администраторов), позволяющую трансформировать групповые чаты в аналог публичных каналов. Таким образом мессенджер видимо планирует повторить успех медийной платформы Telegram’a. Однако пока особого эффекта от нововведения не наблюдается. Главным драйвером роста WhatsApp остаются групповые чаты бытовой тематики. У кого в телефоне нет чатика школьного родительского комитета, «дачного» или «подъездного» чата и т.п.? Скорее всего у вас их несколько.

На второе место рейтинга популярности в российских соцмедиа спустился Viber с долей 28% от всех сообщений, посвященных мессенджерам. По сравнению с прошлым годом его доля снизилась на 4%. Viber делает ставку на публичные сообщества, способные «вместить» до 1 млрд пользователей. А также – на официальные бизнес-аккаунты для взаимодействия брендов с клиентами. Но это и основная помеха для более широкого использования мессенджера – проблема спама часто ассоциируется в соцмедиа именно с Viber.

Замыкает тройку самых обсуждаемых в соцмедиа мессенджеров Telegram. Его доля упоминаний несколько снизилась – с 23% в марте 2018 до 21% в августе 2019. Это небольшая коррекция после взрывного роста на волне обсуждений блокировки мессенджера Роскомнадзором весной 2018. Основа соцмедийной популярности Telegram’a — публичные каналы. Запрещенный мессенджер сегодня — полноценное медиа, влияющее на общественное мнение наравне с традиционными СМИ. Так, в нашем рейтинге виральности медиаплатформ Telegram прочно удерживает первое место.

Темная лошадка

Мессенджеры, расположившиеся ниже третьей строчки рейтинга, в этом году ничем не удивили. SMS продолжают терять популярность — с 10% сообщений в марте 2018 года до 6% в августе 2019. Skype смог собрать только 4% упоминаний (-1%).

Мессенджеры в России 2019 рейтинг упоминаний

Исключением стал Discord — самый популярный текстовый и голосовой чат для геймеров. Если вам больше 18 лет, скорее всего вы видите это название впервые. В 2018 году упоминаемость этой «темной лошадки» была на уровне погрешности. А в августе 2019 он получил уже 2% от всех сообщений в нашем исследовании. И это — без медийных каналов и дополнительного функционала, работающих на популярность лидеров рейтинга. Discord растет на волне главного тренда «молодого Рунета» – доминирования геймерских ресурсов среди интересов молодежи в возрасте до 18 лет. В нашем рейтинге Топ-10 самых молодежных ресурсов это вообще единственный мессенджер. Так что ждем от Discord’а новых сюрпризов.

На всех остальных участников рейтинга мессенджеров совокупно пришлось не более 1% сообщений. В категорию «Другие» попали ICQ, мессенджеры соцсетей (Facebook Messenger и ВКонтакте Messenger), приложение для яблочных гаджетов iMessage, а также крайне популярные за границей, но пока не прижившиеся у нас Snapchat и WeChat.

Месседж о мессенджерах

Итак, в 2019 году на первое место по популярности у россиян наконец смог выйти мировой лидер – WhatsApp. При этом другие международные тяжеловесы – Snapchat и WeChat – пока не продемонстрировали в России явных успехов.

Telegram, несмотря на объявленную блокировку, практически не сократил свою долю упоминаний. Влиятельная медийная платформа мессенджера продолжает наращивать его популярность среди пользователей соцмедиа.

Отдельного упоминания заслуживает геймерский мессенджер Discord. Он растет без поддержки «бытовых» чатов и медиаканалов. Растет вместе со своей молодой аудиторией, все сильнее влияющей на российский соцмедийный ландшафт.

Данные для анализа

Для расчета рейтинга проанализированы 2,1 млрд русскоязычных сообщений социальных медиа за август 2019 года. Поток включает социальные сети ВКонтакте, Одноклассники, Twitter, Facebook, Instagram, YouTube, Мой Мир, МирТесен, а также блоги, форумы, публичные каналы мессенджеров, комментарии к новостным статьям. Сообщения от автоматических аккаунтов (ботов) исключены из анализа.

Бесплатный демонстрационный доступ

Персональный консультант проведет демонстрацию и поможет протестировать систему с учетом ваших бизнес-задач

Запросить демо

Похожие статьи

Топ-100 виральных русскоязычных медиаресурсов, АПРЕЛЬ 2022. «Весенняя прополка»

Топ-100 виральных русскоязычных медиаресурсов, АПРЕЛЬ 2023. «Праздники, новости и простые радости»

Как аналитика соцмедиа меняет города

Как аналитика соцмедиа меняет города

Топ-100 виральных русскоязычных медиаресурсов, АВГУСТ 2023. «Внимание – на регионы»

Последние статьи

Как использовать ИИ-ассистента BrandGPT

BrandGPT: как аналитику соцмедиа использовать ИИ-ассистента

Клиентский опыт с аналитикой соцмедиа

Клиентский опыт: как его исследовать и улучшать с аналитикой соцмедиа

Программа Brand Analytics Forum 2024: представляем спикеров форума по аналитике соцмедиа для решения задач государства

Вебинар 25 апреля: Как определить целевую аудиторию

Вебинар 25 апреля: «Как определить целевую аудиторию»