Как не упустить ни одного упоминания в СМИ, контролировать присутствие бренда в публичном поле и при этом не тратить время на ручные действия? В материале расскажем, как мониторинг СМИ Brand Analytics помогает PR-менеджеру решать повседневные задачи эффективно и на максимальной скорости.
О компании и продукте могут появляться в СМИ сотни, тысячи публикаций в день. Чтобы понимать, как о вас говорят в публичном поле, оперативно выявлять риски репутации, находить потенциально интересные темы, отслеживать эффективность PR-кампаний, нужен мониторинг СМИ. В этом материале расскажем, как проводить мониторинг СМИ с помощью системы Brand Analytics.
В чём преимущества мониторинга СМИ в Brand Analytics
1. Более 103 тыс. активных источников
В Brand Analytics вы можете собирать упоминания по 103+ тыс. релевантных офлайн- и онлайн-источников СМИ — это значительно шире, чем у многих аналогов и тем более ручного мониторинга. Учитываем только активные источники с регулярно обновляемым контентом. Не преувеличиваем сумму источников за счёт региональных поддоменов.
Пользователи мониторинга СМИ Brand Analytics получают полный доступ ко всем видам СМИ без ограничений, включая расшифровки эфиров радио и ТВ, закрытые ленты информагентств — даже на младших тарифах.
2. География и языки
Работа по мониторингу СМИ и соцмедиа оптимизирована для максимально полного сбора данных по 12 странам:
- Россия;
- Азербайджан;
- Армения;
- Беларусь;
- Грузия;
- Казахстан;
- Кыргызстан;
- Молдова;
- Таджикистан;
- Туркменистан;
- Узбекистан;
- Украина.
По дальнему зарубежью Brand Analytics собирает и анализирует 5+ тыс. наиболее значимых СМИ и выборку потока сообщений наиболее популярных платформ соцмедиа.
3. Глубокая аналитика и СМИ, и соцмедиа в одной системе
Мониторинг соцсетей (включая Telegram и аккаунты СМИ) в одном аккаунте с анализом публикаций в СМИ даёт более полную картину присутствия бренда в инфополе, чем раздельные системы или ручной сбор данных. Также это экономия бюджета — не нужно покупать отдельный софт для анализа соцмедиа.
4. Автоматизация медиаанализа с помощью нейросетей
ИИ-разметка сюжетов, тональности, спикеров и цитат экономит время на рутинной обработке данных, в отличие от ручного мониторинга или систем без AI.
5. Безлимитная аналитика
Стройте любые срезы данных, смотрите нужные вам периоды, выгружайте отчёты — в Brand Analytics нет ограничения на формирование отчётов и экспорт данных.
6. Готовые метрики для оценки эффективности коммуникаций
Встроенные индексы — аудитория, медиаприсутствие, цитирование и другие — упрощают оценку PR-активности и помогают специалистам по коммуникациям и бизнесу находить общий язык.
7. Командная работа без ограничений
В аккаунте Brand Analytics могут работать неограниченное количество пользователей — удобно для крупных компаний, где над анализом работает несколько специалистов.
8. Визуализация данных в реальном времени
Реал-тайм дашборды позволяют оперативно отслеживать присутствие бренда в публичном поле.
9. Гибко настраиваемые мгновенные оповещения
Push-уведомления, email и Telegram-алерты о ключевых событиях (публикации в важных СМИ, рост негатива и так далее) — это быстрее и удобнее, чем ручной мониторинг или базовые системы без гибких настроек.
Для чего мониторинг СМИ Brand Analytics нужен бизнесу и PR-службе
О том, как для чего крупные компании используют мониторинг СМИ, рассказала Анна Федотовских, руководитель направления PR и продвижения «Электрорешения» (бренд EKF):
Раньше мониторинг СМИ мы проводили в ручном режиме: собирали упоминания в газетах, журналах. Для этого нужно было прочитывать весь объём вышедших изданий, делать закладки, подчёркивать упоминания. К счастью, сейчас все сообщения о компании можно получать автоматически и анализировать в системе Brand Analytics.
Наша работа по мониторингу СМИ похожа на то, когда вам приходится рулить автомобилем на больших скоростях. Что нам помогает вовремя замечать любые изменения и оперативно корректировать курс:
- Ежедневный мониторинг СМИ: отслеживаем в течение всего дня, и в конце дня мы делаем ежедневный дайджест СМИ для коллег
- Алерты в Телеграм и в мобильном приложении: моментальные уведомления о событиях в инфополе, например, о некорректных упоминаниях или негативных сообщениях.
- Мониторинг отдельных инфоповодов: выходы по итогам пресс-релиза, в каких медиа опубликованы, удалось ли донести ключевые сообщения, были ли комментарии к публикациям, какая тональность сообщений и так далее.
- Регулярная аналитика присутствия в публичном поле — ежемесячная, ежеквартальная и годовая.
- Сравнение с конкурентами: на ежемесячной основе отслеживаем позиционирование компании и конкурентов, анализируем эффективные PR-практики. Мы следим за ними, они следят за нами, это общий тренд на рынке электротехники. Смотрим на количество сообщений, охваты аудитории, цитирование, медиаприсутствие, share of voice. Также нам важно присутствие в федеральных IT-изданиях, и здесь тоже калибруемся относительно конкурентов, удалось ли опередить их. Анализируем, в каких СМИ кто публикуется, корректируем свою стратегию, добавляем медиа, с которыми будем сотрудничать.
- Еженедельные и ежемесячные отчёты для топ-менеджмента по ключевым метрикам.
- Определения трендов и направлений для бизнеса: обо всех важных изменениях в отрасли, законодательстве моментально сообщаем руководству, чтобы оно могло вовремя скорректировать бизнес-стратегию.
Мониторинг СМИ даёт в том числе идеи для улучшения контента и повышения эффективности PR — темы актуальных материалов, форматы, привлекательные для аудитории.
Также мониторинг СМИ помогает департаменту продаж. Наш бизнес плотно связан с рынком стройки, поэтому мы собираем и передаём коллегам новости строительства и информацию о новых крупных проектах.
Комплексный подход к анализу инфополя СМИ позволил нам в 2024 году быть одним из лидеров в нашей отрасли и по охватам, и по сообщениям, и по тональности. И конечно же, мы не собираемся на этом останавливаться.
Анна Федотовских руководитель направления PR и продвижения «Электрорешения» (бренд EKF)
Как проводить мониторинг СМИ в Brand Analytics
Разберёмся, какие инструменты мониторинга СМИ Brand Analytics помогут PR-специалисту быстро и качественно решать свои повседневные задачи. Для примера возьмём два бренда из сферы сетевого продуктового ритейла. Для каждого из них мы создали в системе Brand Analytics темы мониторинга упоминаний в СМИ.
1. Динамика упоминаний: как часто о компании пишут СМИ
Оценить динамику присутствия бренда в публичном поле помогает сводный отчёт в системе Brand Analytics. В нём есть график упоминаний, а также ключевые показатели или индексы. Ниже можно увидеть ленту сообщений. Для каждого упоминания приведены метрики аудитории, цитируемости и медиаприсутствие.

Если мы видим всплеск упоминаний, это сигнал, что нужно разобраться в ситуации: рост количества сообщений может говорить о событии в инфополе, которое нельзя пропускать.
Чтобы быстро понять, что произошло, попросим ИИ-ассистента аналитика BrandGPT рассказать кратко, о чём писали в СМИ в этот день. За пару минут мы узнали, что упоминания были посвящены инициативе ФАС, обращённой к торговым сетям, — ограничить наценки на социально значимые продукты.

2. Отчёт Тональность: как первыми находить негатив о бренде в медиа
Большая часть упоминаний брендов СМИ, как правило, будет нейтральной. Но если в публичном поле появляется критика, то PR-специалист должен быть первым, кто о ней узнает.
Увидеть, насколько позитивно представлен бренд в СМИ, можно в отчёте «Тональность». Одного взгляда достаточно, чтобы понять, как часто критические статьи выходят о компании в медиа. Отдельно стоит обратить внимание на индекс Лояльность, который показывает соотношение позитивных и негативных сообщений о бренде за период анализа. В нашем примере количество положительных упоминаний почти равно объёму отрицательных.

Чем ниже значение индекса Лояльность, тем больше внимания бренду стоит уделить репутации. Чтобы разобраться, в какую сторону двигаться, нужно проанализировать причины негатива. Клик по доле негатива на диаграмме или выбор соответствующего фильтра в боковой панели откроет динамику и ленту с критическими сообщениями о бренде.

Чтобы быстро узнать причины негатива в СМИ, можно воспользоваться BrandGPT — выбрать сценарий «Тематики негатива» в чате с ИИ-ассистентом. Умный помощник аналитика соцмедиа сам добавит необходимые фильтры, исключит ненужные категории, найдёт ключевые темы с негативной тональностью и приведёт к тезисам примеры сообщений.

3. Отчёт География: в каких городах обнаружены угрозы репутации
Если вы делаете мониторинг СМИ для сети торговых точек, как в нашем примере, полезно будет понять, в каких именно городах есть проблемы, которые попали в публикации СМИ. В системе Brand Analytics действует сквозная фильтрация, поэтому, не снимая фильтров, вы можем перейти в отчёт География и узнать, в СМИ каких регионов появились негативные упоминания бренда.

4. Отчёт Сюжеты: полная картина инфоповодов в СМИ одним взглядом
Важные новости и публикации обычно подхватывают несколько СМИ, особенно если компания получила упоминание в крупных федеральных изданиях. Чтобы отследить все выходы, посвященные одному инфоповоду, в мониторинге СМИ Brand Analytics есть отчёт Сюжеты.

Преимущества сюжетов Brand Analytics:
- можно быстро понять, какие инфоповоды бренда вызвали наибольший резонанс;
- найти первоисточник разошедшейся новости;
- узнать совокупные показатели инфоповода: количество публикаций, охват аудитории, цитирование, медиаприсутствие;
- сравнить инфоповоды между собой по этим показателям;
- посмотреть все публикации в СМИ по одному инфоповоду — в ленте сюжета.
5. Фильтр по тональности: как находить позитив о бренде и идеи для PR-кампаний
Положительные упоминания компании зачастую — результат работы PR-службы. Мониторинг и анализ позитивных сообщений в СМИ может быть полезен, если вам нужно составить отчёт за период, рассказать, в каких медиа бренд был упомянут и в каком ключе. Также мониторинг позитивных упоминаний в СМИ можно проводить в рамках конкурентной разведки, когда вы хотите понять, что делают другие бренды в медиаполе, с помощью каких инфоповодов они продвигают продукт и компанию.
Выбрать для анализа только позитивные упоминания бренда можно с помощью соответствующего фильтра или по клику в отчёте Тональность. Также можно обратиться за помощью к BrandGPT, чтобы за 2 минуты получить список тематик позитива за период.

В продуктовом ритейле позитивными событиями, интересными медиа, могут быть открытия магазинов нового формата, интересных торговых пространств, бизнес-показатели сетей, новые партнёрства, выходы на новые рынки.
6. Фильтры Уровень СМИ, Топ-СМИ, отчёт Источники: составляем список источников для новых PR-кампаний
Крупным брендам важно получать не просто упоминания в СМИ, а публикации в СМИ списка Tier 1, благодаря которым можно получить максимальные охваты массовой аудитории, закрепить в восприятии пользователями ключевых сообщений, широко рассказать о компании или продукте. Поэтому в мониторинге СМИ важно уделять внимание медиа топового уровня.
Публикации в федеральных СМИ, а также в Топ-СМИ в Brand Analytics можно быстро найти в собранном массиве упоминаний с помощью соответствующих фильтров. Переход в отчёт «Источники» с выбранными фильтрами поможет в несколько кликов составить список Топ-СМИ, где компания получила публикации за период.

Если вы используете мониторинг СМИ для анализа PR-активностей конкурентов, присмотритесь к полученному списку, возможно, найдёте площадки, на которых ещё не публиковались.
7. Экспорт: подготовить отчёт о работе PR-службы и презентовать результаты
Предположим, что вам нужно собрать отчёт об итогах работы подразделения за месяц. Необходимо рассказать о ключевых показателях: достигнутых охватах аудитории, индексе медиаприсутствия, количестве публикаций, выделить самые резонансные инфоповоды — как позитивные, так и негативные, показать, в каких СМИ мы получили упоминания. Для такой задачи в Brand Analytics есть функция экспорта.

Выберите нужный период анализа, формат экспорта, затем нужные блоки для отчёта.

За пару минут у вас будет готовый отчёт, который останется только распечатать или отправить руководству.





Важно: Подобный отчёт может уходить вам, команде, ответственному сотруднику в автоматическом режиме с заданной периодичностью. Настроить его получение можно в разделе «Подписка», при этом указать email, время отправки и выбрать необходимые блоки для выгрузки.

Что запомнить о проведении мониторинга СМИ с помощью системы Brand Analytics
Система Brand Analytics предлагает масштабный охват источников — 103+ тыс. офлайн- и онлайн-медиа, в том числе закрытые ленты информагентств, глубокую аналитику с ИИ, экономию бюджета за счёт объединения мониторинга СМИ и соцмедиа, а также удобные инструменты для командной работы. Гибкая встроенная система фильтрации данных, безлимитные отчёты и выгрузки экономят время сотрудников и выводят анализ медиа на новый уровень.
Какие задачи мониторинга СМИ Brand Analytics помогает решать PR-специалисту:
- Понимать, как часто и какие СМИ упоминают бренд, с какой тональностью, на какую аудиторию.
- Первыми узнавать о публикациях, в том числе негативных.
- Находить идеи для будущих PR-кампаний.
- Составлять список интересных медиа для будущих кампаний.
- Отслеживать эффективность инфоповодов.
- Оценивать эффективность своей работы.
- Готовить отчётность о работе PR-подразделения и презентовать результаты.
Попробовать возможности мониторинга СМИ для вашей компании можно уже сейчас. Запросите демо Brand Analytics, и вы получите 7 дней доступа к системе анализа соцмедиа и СМИ, а также консультацию с экспертом системы. Для опытных пользователей мониторинга СМИ, которые ещё не являются клиентами Brand Analytics, мы приготовили специальное предложение. Укажите промокод ХВАТИТ в заявке на демо, чтобы узнать подробности.