И государство, и бизнес понимают необходимость внедрения цифровых технологий для совершенствования системы управления и успешной реализации проектов.
О том, как цифровая трансформация помогает объединить разных участников отрасли, и с какими сложностями при этом можно столкнуться, рассказала в интервью Brand Analytics Елена Звонарёва — советник Министра строительства и ЖКХ РФ.
![Елена Звонарёва — советник Министра строительства и ЖКХ РФ Елена Звонарёва — советник Министра строительства и ЖКХ РФ](https://brandanalytics.ru/blog/uploads/2025/02/img_01-5.jpg)
— На чем стоит цифровая трансформация в строительстве? Каких правил придерживаетесь при реализации масштабного государственного проекта?
Думаю, важнее ответить, на чем базируется цифровая трансформация в целом. На людях. В любой сфере: строительстве, туризме, транспорте, здравоохранении — всё делается, в первую очередь, людьми и для людей.
Все возводимые объекты строятся прежде всего для людей: будь то фельдшерско-акушерский пункт в далекой деревне или современный медицинский центр в мегаполисе. Безусловно, мы учитываем не только тех, кто будет пользоваться этими объектами в будущем, но и тех, кто реализует их уже сейчас — представителей бизнеса и государственных организаций.
Когда мы говорим про государство, то помним о сложной иерархичной структуре управления строительной отраслью в целом и строительным циклом в частности, а также обширной нормативно-правовой базе как правовых актов, так и нормативных документов, регламентов, стандартов.
В разных регионах и муниципальных образованиях возникают свои нормативы и требования в строительстве, при этом сама отрасль в принципе сложная по своему техническому документообороту.
Мы до сих пор используем наследие советского времени, те правовые акты, которые давно должны или претерпеть изменения, или утратить свою силу. Поэтому сейчас Минстроем России ведется работа по сокращению регламентных процедур, подразумевающая, в том числе, внесение множества изменений в нормативно-правовую базу.
Управление цифровой трансформацией в строительстве можно сравнить со стыковкой двух летящих самолетов.
Действовать нужно точно, аккуратно и слаженно, чтобы никакие процессы не остановились. Вклад сферы строительства и ЖКХ в ВВП страны — очень большой — в 2023 году составил 13%, а когда одна компания запускает строительство объекта, в среднем более 50 человек получают работу.
Для цифровизации отрасли приходится учитывать много составляющих, поэтому в работе мы используем scrum-методологию: мы имеем стратегию, которая определяется и общей стратегией страны, и стратегией развития строительной отрасли. При этом регулярно предпринимаем тактические действия, которые позволяют настроить процессы.
— Каких правил придерживаетесь при построении цифровой трансформации?
Мы ищем единомышленников. В целом, к каждом регионе есть тот, кто находится «над схваткой» и позволяет оптимизировать процессы. Обычно это замгубернатора или зампредседателя правительства, который курирует межведомственные взаимодействия внутри строительного комплекса. Мы не можем сосредоточиться на каком-то одном аспекте цифровизации, нам необходимо смотреть на проблему комплексно и всесторонне, чтобы не тратить время и силы. Нужно изменяться здесь и сейчас. Внешнеполитические процессы, равно как и процессы в цифровой сфере это лишний раз подтверждают.
Мы хотим быть технологическими лидерами, а значит нужно учиться действовать, жить и работать по-новому.
— Как удается объединять ожидания и желания застройщиков и девелоперов и цели государственных программ?
Сейчас нельзя сказать, что всё удалось: мы объединили всех участников и двигаемся в унисон. Но мы по-прежнему по-разному представляем, как должна функционировать сфера. Поэтому мы продолжаем работу, которая, в том числе, заключается и в просветительской деятельности.
Я часто цитирую Питера Друкера: «Культура ест стратегию на завтрак». Ведь это действительно так. Поэтому в работе мы идём через внутренние изменения. Часто выезжаем в регионы и взаимодействуем на местах с командами проектов, включающих участников государства и бизнеса, потому что основная причина сопротивления — непонимание в каком направлении и как нужно двигаться, какие в итоге получатся бонусы. Мы показываем на конкретных кейсах куда и зачем идём, что мы получим в итоге, а также рассказываем, где раньше ошибались — не честно идеализировать картину.
На этих встречах также поступают интересные предложения, но приходится быть фильтром для их анализа — иногда идеи нестандартных решений не привязываются к жизни.
Впереди нас ждут ещё, как минимум, несколько великолепных лет перехода в новые цифровые реалии. Не в первый раз в истории мы проживаем изменения технологических стеков. Но для качественного перехода требуется постоянная системная работа, взаимодействие с акторами, обратная связь.
— Какую обратную связь и как вы собираете для оценки реализации проектов в регионах?
Мы не просто собираем обратную связь, мы находимся в постоянном ежедневном взаимодействии. В каждом округе назначены кураторы проектов, который взаимодействует с рядом регионов, близкими по климатическим, ментальным и другим особенностям.
А более, чем в 50 регионах страны уже появились центры компетенций — методологические центры, через которые мы взаимодействуем с локальными представителями. Центры компетенций строят межведомственные отношения и взаимосвязь с представителями бизнеса, а также генерируют предложения, которые могут послужить фундаментом федеральной методологии. И сейчас организации открываются в новых регионах, появляется много продуктивных команд.
Если говорить о регионах, находящихся на низком уровне цифровой зрелости, и в принципе об их готовности к изменениям, то процесс идет, и есть результаты, достойные того, чтобы сказать о них: мы не зря прожили эти годы.
Процесс трансформации можно сравнить с проходом в зияющую бездну: чем дальше продвигаемся, тем больше необходимо сделать самим и показать дорогу тем, кто идёт следом. Поэтому требуется быть постоянно на связи.
Конечно, мы используем систему «светофора», чтобы показывать регионам, в каких направлениях есть проблемы. Но воспринимаем её не как оценочную шкалу худших и лучших, а как дорогу с направлениями движения, куда нужно двигаться, а куда — нет, какие есть возможности для развития.
В свою очередь, мы с командой для ускорения достижения показателей светофора разрабатываем методологические материалы, помогающие оптимизировать путь регионов. Разумеется, мы делимся этими материалами и получаем обратную связь. Периодически нас критикуют, но чаще обратная связь бывает настолько качественная и предметная, что мы сразу забираем её для дальнейшей обработки и говорим: «Классно, мы сами до этого не додумались».
Конечно, мы используем и привычные методики получения обратной связи, такие как опросы, в том числе в нашем Telegram-канале «Буквами о цифре». Проводя ежемесячные серии вебинаров, также в режиме реального времени собираем вопросы аудитории. Как раз один из таких вебинаров в этом году будет посвящен ответам на самые часто задаваемые вопросы.
— Как правильно слушать граждан, чтобы встроить их в систему государства и бизнеса? Какую роль мнение граждан играет в процессе цифровизации и автоматизации процессов?
Мне больше нравится термин не «граждане», а «люди». Люди — везде. Они работают в государственных, в муниципальных учреждениях, в сфере бизнеса или даже мамами в декрете. И у всех — разные потребности. Мы ищем тех, кому важно развитие. Именно они могут привнести необходимый вклад.
Как я уже говорила: люди — прежде всего. И мы сами — в том числе. Я фанат цифровизации, но при этом понимаю, что в процессе нужно разговаривать на понятном языке и прорабатывать причины сопротивления изменениям. Например, страх, что сотрудников сократят и заменят роботами. Но такое вряд ли случится. Скорее, мы сумеем выполнять всю работу, которая необходима, а сейчас это не удается — человеческого ресурса не хватает.
По маркерам социально-экономического развития стройка не является лидером по производительности труда на одного человека. Используя новые инструменты, в том числе, цифровые, мы можем повысить производительность труда и, соответственно, оплату труда.
— Что важно учитывать властям при цифровой трансформации строительства в регионе? А что нужно отслеживать в информационном поле?
Трансформация проходит эффективно, когда в процесс включен замгубернатора, и еще лучше — глава региона. Важно, чтобы лицу, принимающему решения, информация поступала в понятной форме на доступном языке. Например, при создании региональной ГИСОГД (Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности) — что получит регион? Как минимум 15 000 реестров (сведений, копий документов и материалов о развитии территорий, застройке, существующих и планируемых объектах и другие необходимые данные). При этом для самого губернатора что в этом случае поменяется? В чем для него и для региона разница между 15 200, 1 000 и 1 реестром? Нужно уметь объяснять ценность — проработать подход к подаче информации.
А что на самом деле получает регион по факту внедрения ГИСОГД? Если наполнена система, то уровень принятия управленческих решений о выборе площадки для строительства будет оптимизирован, а, значит, не будет ошибочных решений, которые повлекут за собой дополнительные затраты бюджета. Кроме того, минимизируются риски срыва реализации проекта, а люди, в свою очередь, своевременно получат необходимые объекты.
Также важна цифровая культура. Сейчас почти у каждой региональной команды, есть свои цифровые каналы. Мы говорим о необходимости размещения открытой информации, рабочих кейсов, которые нужно донести до населения и бизнеса. В том числе это важно потому, что есть очень продвинутые в цифровизации строительной отрасли регионы, где, например, в электронном виде доступен широкий перечень государственных услуг, но, когда задаешь специалистам вопрос, знают ли о них, оказывается, что они впервые слышат о таких возможностях.
Когда мы говорим про удаленные регионы — им важно, чтобы туда приходили сильные подрядчики, которым в свою очередь должно быть комфортно работать. Подрядчикам же нужен понятный набор интерфейсов, чтобы оптимизировать свою деятельность, понимать, к какому циклу они могут прийти, даже ещё не находясь в регионе. При этом и регион понимает, что зашел качественный подрядчик, у которого есть мощность и обороты, а значит он реализует все проекты. Подрядчик в результате заходит в регион по чётким, понятным форматам, что на Сахалине, что в Татарстане, что в Калининграде. Это особенно полезно представителям малого и среднего бизнеса, не все могут позволить себе подразделения, прорабатывающие региональную специфику: нормативные акты, особенности подачи документов, к кому обращаться (когда уже выиграли на торгах). Унификация процессов упрощает эти задачи.
Один из наших KPI и общий вклад в развитие строительной отрасли — повышение инвестиционной привлекательности регионов.
Для крупных же организаций наша работа обеспечит снижение числа бюрократических процедур или выведет их в направление цифровой бюрократии, когда все чётко и понятно, а получить любые данные можно в один клик.
— Что важно учитывать застройщикам при цифровой трансформации строительства? Что им нужно отслеживать в информационном поле?
Главное — быть на связи с региональными властями и просить показать, какие инновации, технологии и инструменты введены в регионе. Запускают многое, но не обо всем рассказывают, а если и рассказывают — то не всегда так, как хотелось бы бизнесу, не всегда понятно, как можно взаимодействовать.
И, конечно, бизнесу необходимо развиваться, потому что сейчас в России наблюдается уникальный случай, когда государство немного впереди, быстрее. Поэтому мы ждём, не можем двигаться в одиночку — только вместе с бизнесом. Это тоже нужно учитывать — назад дороги нет, ИИ уже накрывает, как лавина.
— Какие данные можно получить из обратной связи граждан? Какую роль они играют в общем миксе данных для построения эффективных процессов в сфере строительства?
Если говорить про людей, которые не задействованы в строительстве на уровне государства и бизнеса, то их обратная связь дает исчерпывающую информацию о жизненных ситуациях, социальных потребностях, которые так или иначе пересекаются со строительством или ЖКХ.
Например, у нас очень активно развивается ИЖС (индивидуальное жилое строительство). Важно давать исчерпывающую справочную информацию. Моя мечта, чтобы у нас появился портал, на котором собрана вся необходимая информация для частного строительства: земельные участки, подтопляемость, наличие антенн или других объектов инфраструктуры, которые могут противоречить целям человека или ограничивать строительство. Сейчас бывает не понятно, куда идти за нужной информацией. Лучше, когда есть возможность, например, на Госуслугах заказать документ, узнать следующие необходимые для выполнения шаги, чтобы можно было запараллелить несколько действий. Это классическое решение жизненных ситуаций в цифровом виде.
Потребности и настроения людей зависят от среды, которую мы вместе строим.
Последние несколько лет реализовывался шикарный федеральный проект Формирование комфортной городской среды (скоро будет называться по-другому) — про благоустройство. Но хочется, чтобы не мы скамейки ставили, а сами застройщики создавали среду в целом, что сейчас уже происходит. Очень важно учитывать эти критерии при планировании работ.
И, конечно, сейчас происходит большой разворот в сторону людей, появляется множество способов обратной связи. Например, на сайтах органов исполнительной власти, региональных, муниципальных и подведомственных учреждений есть форма обратной связи, создаются мобильные приложения, которые позволяют проводить собрания жильцов в домах. Мы уже говорили, насколько важна обратная связь, особенно позитивная, нужно использовать максимум инструментов для её сбора и анализа.
— В чем будущее автоматизации ключевых процессов в строительстве?
Думаю, мы скоро переживем автоматизацию. Мне хочется уже сейчас говорить о цифровой трансформации, хотя это пока тяжело воспринимается.
Между автоматизацией и цифровой трансформацией есть разница:
Автоматизация — это оцифровка и упорядочивание документов без изменения каких-либо процессов фундаментально.
Цифровизация — процесс, направленный на увеличение операционной эффективности за счет внедрения цифровых технологий для автоматизации текущих бизнес-процессов.
Автоматизация и применение искусственного интеллекта сейчас активно развиваются.
А цифровая трансформация — процесс перевода хозяйствующего субъекта на динамическую модель управления на базе цифровой платформы с последующей непрерывной оптимизацией. Для этого необходимо посмотреть со стороны на процессы: какие нормальные, что стоит пересмотреть с учетом того, что нормативно-правовое поле меняется, технологии меняются. И вот уже на основе определенных цифровых треков и новых инструментов правильно управлять отделом, предприятием, ведомством, регионом, страной.
Цифровизация касается разных сфер, поэтому, например, сейчас так популярны бизнес-аналитики, которые со стороны оценивают процессы в компании и рекомендуют, как их можно улучшить.
В словосочетание «цифровая трансформация» главное — трансформация. Нужно пересматривать все процессы, как управленческие, так и организационные, в том числе благодаря нашему общему взаимодействию.
Технологии позволяют быстрее воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, чтобы мы могли тратить драгоценное время на общение друг с другом, с нашими близкими, друзьями, коллегами, чтобы нас не переставала радовать жизнь — ведь она прекрасна.