8 декабря 2019 года исполняется 20 лет Союзному государству России и Беларуси. К событию готовятся все. Совет министров Союза готовит «дорожные карты», президенты – праздничную встречу, а Brand Analytics – объявляет о выходе на белорусский рынок.
27 ноября в Минске совместно с нашим партнером, агентством Maxi.By, мы провели уже вторую конференцию по аналитике соцмедиа для бизнеса, на которой презентовали актуальные кейсы и провели мастер-класс по аналитике соцмедиа.
Сегодня же мы впервые представляем сразу два исследования: «Социальные сети в Беларуси, осень 2019» и «Рейтинг СМИ Беларуси по виральности, осень 2019».
Социальные сети в Беларуси, осень 2019
«Социальные сети в Беларуси» – это исследование активной аудитории социальных сетей в Беларуси. Период исследования — октябрь 2019 года. Мы изучаем социальные сети как средство публичной коммуникации и то, какое влияние они оказывают на формирование общественного мнения. Поэтому внимание в данном материале сосредоточено на активной (пишущей) аудитории. Таких активных авторов в октябре в Беларуси было 3 млн, они сгенерировали 42,7 млн сообщений за месяц. В исследовании представлены данные по авторам самых популярных соцсетей Беларуси: ВКонтакте, Instagram, Одноклассники, Facebook, Twitter и Youtube.
Публикации и авторы
Количество публичных сообщений (постов, репостов и комментариев) и активных авторов по каждой социальной сети позволяют оценить популярность площадок среди белорусских пользователей.
ВКонтакте – соцсеть номер один в Беларуси: и по числу публичных сообщений (20,7 млн), и по числу активных авторов (1,5 млн).
Одноклассники* на третьем месте по количеству авторов (508 тыс.), но эти авторы по-настоящему активны – они вывели ОК на второе место по количеству сообщений с показателем 8,7 млн.
Instagram на третьем месте по количеству сообщений (6,4 млн) и на втором месте по объему активной аудитории (981 тыс.).
Наибольшую активность демонстрируют пользователи Youtube – 46,8 сообщений на 1 автора. При том, что по аудиторному показателю видеохостинг на последнем месте с 35 тыс. активных авторов.
Также весьма активны пользователи Twitter (35,7 сообщений на автора) и Facebook (29,9). Пользователи Одноклассников* оказались самыми продуктивными в тройке аудиторных лидеров – на каждого приходится в среднем 17 публичных сообщений, по этой метрике соцсеть обогнала и ВК, и Instagram.
Портрет аудитории
Instagram и Facebook в Беларуси – соцсети с «женским лицом». Среди пользователей Instagram 78% женщин и 22% мужчин. В Facebook девушки тоже активнее, хоть и с меньшим перевесом – 63% женщин к 37% мужчин. Во ВКонтакте женщин и мужчин приблизительно поровну – 52% и 48% соответственно. И только в Twitter мужчины берут небольшой реванш – у них 55%.
Вопреки распространенному представлению о ВКонтакте, как соцсети для тинейджеров, самая многочисленная возрастная группа здесь – 25-34 года (36%). Хотя юных пользователей все же немало – 19% в возрасте до 18 лет, 23% в группе 18-24 года.
Аудитория Facebook в целом постарше – 26% авторов в возрасте 35-44 лет и 25% — 25-34. Но при этом доля «детей» (до 18 лет) неожиданно больше, чем у ВК – 21%.
Половозрастная информация не представлена для тех соцсетей, где она не указывается в профилях пользователей.
Состав данных
Brand Analytics собирает и индексирует публичные сообщения социальных сетей на русском, татарском, белорусском, казахском, украинском, армянском и некоторых других языках, а также данные их авторов. Для выделения данных по стране по каждой соцсети учтен процент гео-определения: количество сообщений, у которых имеются данные по географии, поделены на процент сообщений с гео-данными. Аналогично для авторов.
Для определения географии: взяты данные из профилей авторов, гео-меток сообщений, а также текстов сообщений. Гео-словари для всех соцсетей уникализированы и расширены всеми вариантами написания топонимов, в том числе «пользовательскими».
Для определения пола и возраста взяты данные из профилей авторов.
Основные термины исследования
- Автор – пользователь, написавший хотя бы 1 публичное сообщение за месяц.
- Сообщение – любой открытый (публичный) пост — в статусе, на стене, в группах, комментариях и др. Сообщения в личной переписке или в режиме «только для друзей» не учитываются.
* В исследовании не учитываются комментарии к постам «старше» 7 дней. Для Одноклассников с учетом особенностей комментирования в данной соцсети это значимая часть сообщений и авторов.
Топ-25 виральных СМИ Беларуси, октябрь 2019
Мы впервые публикуем рейтинг Топ-25 самых виральных (цитируемых) изданий Беларуси. Рассчитан рейтинг по методике, используемой Brand Analytics для подготовки ежемесячного Топ-100 виральных русскоязычных медиаресурсов.
Топ-25 самых цитируемых СМИ Беларуси за октябрь 2019 года возглавило сетевое издание БелНовости, на материалы которого пользователи соцмедиа сослались 59 тысяч раз. На втором месте портал TUT.BY с 45 тыс. ссылок, на третьем – сайт Белорусского телеграфного агентства (ИА «Белта») с 27 тыс. цитат.
Чаще других среди СМИ Беларуси в соцсетях цитируются онлайн-издания – на их долю приходится 8 мест в рейтинге и почти половина (153 тыс.) ссылок в социальных медиа. Интересно, что вторые по совокупной цитируемости – городские порталы, на их долю приходится 6 мест рейтинга и 46 тыс. ссылок. Третьи по цитируемости – сайты информагентств (2 места и 40 тыс. цитат).
Структура Топ-25: 8 онлайн-изданий, 6 городских порталов, 4 сайта печатных изданий, 3 сетевых представительства телеканалов, 2 информагентства, 1 сайт радиокомпании, 1 финансовый ресурс.
# | Издание | Сайт | Индекс цитируемости |
1 | БелНовости | belnovosti.by | 59094 |
2 | TUT.BY | news.tut.by | 45381 |
3 | ИА «Белта» | belta.by | 26509 |
4 | Белсат ТВ | belsat.eu | 15605 |
5 | Sputnik Беларусь | sputnik.by | 13303 |
6 | Беларусь Сегодня | sb.by | 11808 |
7 | Новости Гродно | newgrodno.by | 11255 |
8 | Радио Свобода | svaboda.org | 10737 |
9 | Белорусские новости | naviny.by | 10705 |
10 | Хартыя’97 | charter97.org | 10290 |
11 | Гродненская правда | grodnonews.by | 9884 |
12 | Наша Ніва | nn.by | 9354 |
13 | Наш Гомель | sozh.info | 9036 |
14 | Белорусский партизан | belaruspartisan.by | 8620 |
15 | Гомель сегодня | gomel.today | 8285 |
16 | Onliner.by | onliner.by | 8249 |
17 | СТВ | ctv.by | 7163 |
18 | Агентство «Минск-Новости» | minsknews.by | 6412 |
19 | Виртуальный Брест | virtualbrest.by | 6095 |
20 | Телеканал ОНТ | ont.by | 5808 |
21 | Реформация | reform.by | 5685 |
22 | Млын новости | mlyn.by | 5315 |
23 | Могилев онлайн | mogilev.online | 5250 |
24 | Комсомольская Правда — Беларусь | kp.by | 5118 |
25 | Финансы TUT.BY | finance.tut.by | 5076 |
Методология составления рейтинга
- Виральность контента в социальных медиа – один из ключевых показателей влияния медиаресурса на социум, индикатор интереса общества к медиаплощадкам и их контенту.
- Метрикой виральности источника является Индекс цитируемости, который равен числу ссылок (цитирований) на источник, опубликованных пользователями в соцмедиа за месяц.
- Перед расчетом цитируемости все короткие ссылки на источники преобразуются в исходные. Короткие ссылки разворачиваются для более, чем 900 сервисов типа t.co, fb.me, goo.gl и др.