Исследование коммуникационных стратегий вузов на данных рейтинга российских университетов. «Где вузам искать точки роста?

Как российским университетам наладить эффективную коммуникацию со своими целевыми аудиториями: абитуриентами, студентами, научным и бизнес–сообществом, государством? Как добиться большей информационной открытости? Специально для решения этих задач система анализа социальных медиа и СМИ Brand Analytics и проект «Социальный навигатор» международной медиагруппы «Россия сегодня» разработали систему публичных рейтингов для оценки результативности коммуникационных стратегий российских университетов. Свежие рейтинги, как и методика исследования, доступны на сайте Brand Analytics в разделе «Тренды».

В проект включены 615 высших учебных заведений, находящихся в подчинении федеральных министерств и ведомств, регионов и муниципалитетов, а также негосударственные вузы – это самая большая база регулярно анализируемых российских вузов. В интересах проекта мы анализируем СМИ, соцмедиа и собственные каналы вузов в соцсетях, чтобы представить полную картину медиаполя университетов России. Уникальность проекта заключается в прозрачности рейтингов – в них использованы актуальные метрики с показателями в абсолютных значениях, которые университет может поверить. А подсчет проводится автоматически с помощью системы Brand Analytics. Это не только исключает человеческую ошибку, но и позволяет актуализировать данные по наиболее полной в России базе вузов ежемесячно. 

Результаты анализа доступны всем вузам и могут использоваться ими как для оперативной коррекции своих коммуникаций, так и для стратегических изменений в своей информационной политике.

Система рейтингов вузов включает:

  • рейтинг вовлеченности аудитории на собственных ресурсах – показывает, насколько хорошо вузы работают на своих информационных площадках;
  • рейтинг представленности в научно-популярных СМИ – демонстрирует, насколько удачно вузы продвигают результаты своей научной деятельности и сотрудничают с научно-популярными СМИ;
  • рейтинг представленности в СМИ и соцмедиапоказывает известность учебного заведения в обществе, у бизнеса и государства.
  • интегральный рейтинг – будет рассчитан по итогам 2023 года и позволит комплексно оценить эффективность коммуникаций с ключевыми целевыми аудиториями вузов.

В рамках нашего нового исследования на основе представленных рейтингов мы сконцентрировались на перспективных направлениях развития и возможных точках роста эффективности коммуникаций российских университетов.

Как вузы используют собственные площадки для коммуникации?

Чтобы оценить качество коммуникаций университетов на их собственных ресурсах, мы ежемесячно подсчитываем число посещений их сайтов и число просмотров публикаций в их аккаунтах ВКонтакте и Telegram – самых актуальных платформах соцмедиа сегодня.

Со старта нашего проекта было учтено и проанализировано более 1 млрд визитов на сайты высших учебных заведений проекта, около 1 млрд просмотров в сообществах вузов во ВКонтакте и почти 360 миллионов просмотров в их Telegram-каналах. 

С марта 2023 года (с момента пополнения базы вузов до 615 участников) наблюдалось плавное снижение активности аудитории в период летнего отпускного периода и ее резкий рост в сентябре. При этом осенние показатели вузов выше весенних.

Важно отметить, что 13% вузов не ведут свою страницу ВКонтакте. С Telegram отставание еще больше – у 34% университетов нет официальных аккаунтов. Это очевидная точка роста для таких высших учебных заведений в выстраивании своей коммуникационной стратегии.


Интерес СМИ и пользователей соцмедиа к высшему образованию

С начала проекта было проанализировано почти 4 млн упоминаний вузов в СМИ и более 15 млн их упоминаний в социальных медиа.

Динамика общего интереса СМИ к университетам похожа на динамику собственной активности вузов: к лету показатели снижаются, а к весне и осени – растут. При этом осенний интерес превышает весенний: с началом учебного года 2023/2024 увеличивается внимание к вузам как со стороны пользователей, так и со стороны СМИ. Динамика внимания к теме пользователей соцмедиа более «живая и заинтересованная», чем у СМИ.

Социальные медиа: где активнее всего обсуждают вузы?

Чтобы понять, на каких площадках интерес к университетам выше всего и какие из них вузам стоит использовать для медиапланирования, мы впервые проанализировали источники упоминаний вузов из нашей базы в соцмедиа за октябрь 2023 года.

Главная российская соцсеть ВКонтакте лидирует в рейтинге с большим отрывом – именно здесь сосредоточена большая часть всех обсуждений высших учебных заведений. В тройке лидеров ожидаемо – Telegram и Одноклассники.

На порядок меньше упоминаний в YouTube, Instagram* и Facebook* – здесь всё еще есть русскоязычная аудитория, которую вузы могли бы переводить на другие площадки, в том числе на Дзен – перспективную платформу, которая явно будет расти в будущем.

Еще одна точка роста для университетов – присутствие на отзовиках, включая геосервисы, такие, как 2ГИС, Flamp, Яндекс.Карты.

* Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями и запрещены на территории РФ.

СМИ «в теме»: с кем вузам можно наладить контакт?

Рейтинг СМИ, которые больше других уделяют внимание теме высшего образования, показывает, с редакциями каких изданий имеет смысл налаживать контакт в первую очередь. В то же время можно, наоборот, приходить к тем, кто еще не пишет о вузах, и предлагать им образовательную тематику как новую и перспективную для издания.

С июля по сентябрь 2023 года больше всего упоминаний вузов было зафиксировано на новостном агрегаторе Рамблер/Новости. В топ-5 – крупнейшие информагентства ТАСС и РИА Новости. На третьем месте – севастопольский ForPost. 

Отметим, что из рейтинга была исключена сеть региональных агрегаторов Bezformata, традиционно используемая для тиражирования информации.

Научпоп как точка роста

С начала проекта было проанализировано почти 12 тысяч упоминаний вузов в научно-популярных СМИ – этот показатель явно мог бы быть выше, а значит, это еще одно перспективное направление развития для российских университетов.

Рейтинг представленности вузов в научно-популярных СМИ за 3 квартал 2023 года построен на основе списка таких изданий, сформированного командой проекта «Социальный навигатор» для проекта рейтинга вузов. 

Лидер рейтинга – раздел о науке ТАСС. Также в топ-15 – и другие научно-популярные разделы больших федеральных СМИ, а также специализированные научпоп-издания. Все они могут быть полезны университетам в плане коммуникации с научным и бизнес-сообществом. Договориться о сотрудничестве с этими редакциями вузам будет не так сложно, а тех, кого в рейтинге нет, вероятно, придется «раскачивать».

Налаживая взаимодействие с научно-популярными СМИ, пресс-секретарям университетов стоит обратить внимание на аккаунты этих изданий в соцмедиа. Только 10% того, что научно-популярные СМИ пишут о вузах, они ретранслируют в свои соцмедиа.

Вузы – лидеры роста

Посмотреть лидеров рейтингов вузов по месяцам в абсолютных показателях можно на сайте Brand Analytics. Здесь же мы бы хотели обратить внимание на университеты, которые показали наибольший рост показателей с апреля по октябрь 2023 года.

В лидерах роста по эффективности коммуникаций на собственных ресурсах, в основном, высшие учебные заведения из топ-50: МИРЭА, ВШЭ, ТГУ, МФТИ МГУ им. М. В. Ломоносова и другие. Хорошая динамика у Вятского и Уфимского университетов.


Говоря о работе с научно-популярными СМИ, отметим Дальневосточный федеральный университет с самым большим приростом индекса упоминаний на этих площадках.

Из региональных вузов хороший темп роста также показали Тюменский, Новосибирский, Нижегородский, Южно-Уральский и Новгородский университеты. 

Лидером топ-10 по росту числа упоминаний в СМИ и соцмедиа стал МГИМО. А вот МГУ им. М.В. Ломоносова – лидера рейтинга в абсолютных значениях – здесь нет: большие значения не всегда легко повышать.

Отмечаем активную работу над общей представленностью в СМИ и соцмедиа Уральского и Дальневосточного федеральных университетов, Самарского политеха и КузГТУ.

Региональная аналитика

В течение года мы расширили возможности для аналитики и добавили возможность фильтрации рейтингов по регионам. Благодаря этому инструменту абитуриентам стало проще ориентироваться при выборе университета и принимать решение: оставаться в своем регионе или ехать поступать в другой. 

Кроме того, региональный срез помогает сориентироваться местным органам госуправления и понимать, все ли у них хорошо с образовательной сферой или у соседей лучше. Подробнее о региональном аспекте высшего образования в России можно узнать в исследовании «Популяризация науки в медиа. Региональный аспект» проекта «Социальный навигатор». Его ключевые тезисы – здесь.

Развитие проекта

В начале 2024 года будет представлен итоговый интегральный рейтинг вузов, который позволит оценить полную картину эффективности коммуникаций российских университетов со всеми аудиториями.

Бесплатный демонстрационный доступ

Персональный консультант проведет демонстрацию и поможет протестировать систему с учетом ваших бизнес-задач

Запросить демо

Похожие статьи

Что волнует общество: тематики сообщений в социальных медиа, июнь 2023 - Brand Analytics

Что волнует общество: тематики сообщений в социальных медиа, июнь 2023

Вебинар: Как увеличить продажи, познакомившись со своей ЦА

Вебинар 29 февраля: «Как увеличить продажи, познакомившись со своей ЦА»

Как университеты используют «Рейтинг вузов» для выстраивания эффективных коммуникационных стратегий

Как университеты используют «Рейтинг вузов» для выстраивания эффективных коммуникационных стратегий

Разработка коммуникационной стратегии при помощи анализа соцсетей и соцмедиа

Последние статьи

Как использовать ИИ-ассистента BrandGPT

BrandGPT: как аналитику соцмедиа использовать ИИ-ассистента

Клиентский опыт с аналитикой соцмедиа

Клиентский опыт: как его исследовать и улучшать с аналитикой соцмедиа

Программа Brand Analytics Forum 2024: представляем спикеров форума по аналитике соцмедиа для решения задач государства

Вебинар 25 апреля: Как определить целевую аудиторию

Вебинар 25 апреля: «Как определить целевую аудиторию»