С 2019 года Brand Analytics будет ежемесячно рассчитывать и публиковать два рейтинга, демонстрирующих тренды медиапотребления: новый рейтинг «Топ-платформ» и уже традиционный рейтинг «Топ-100 виральных медиаресурсов». Если Топ-100 – это рейтинг производителей контента (СМИ, UGC-площадок, блогеров и т.д.), то новый рейтинг Топ-платформ – это рейтинг экосистем, аккумулирующих и распространяющих контент. К ним можно отнести классические новостные агрегаторы, медийную систему публичных каналов в мессенджерах, а также новую волну персонализированных ньюсфидов и платформ для авторов.
В нашем недавнем исследовании «Социальные сети в России: Цифры и тренды, осень 2018» в качестве одного из главных трендов мы уже отмечали рост платформ и конкуренцию соцсетей и платформ за авторов и производителей контента. Для наблюдения за этим трендом мы и выделили платформы в отдельный рейтинг. Сравнение представленных рейтингов показывает какие «точки входа в сеть» реально растут – где и какую информацию мы потребляем.
Данные для анализа
Для составления рейтингов было проанализировано 2,37 млрд сообщений в социальных медиа в декабре 2018 года, содержащих более 3 млрд ссылок на платформы и медиаресурсы, 470 млн из которых являлись короткими ссылками, развернутыми для корректного анализа.
Топ-платформ
Если 2017 год стал годом становления медийной экосистемы Telegram, то 2018 год – год платформы Яндекс.Дзен, которая на начало 2019 года уступает по цитируемости только Telegram, обходя уже на порядок классический агрегатор Яндекс.Новости. При этом среди классических агрегаторов лидирует новости@Mail.ru. А из агрегаторов «вне большой тройки» в Топ попал только замкнувший рейтинг Anews.
Итого в Топ-6: мессенджер-платформа, алгоритмический ньюсфид и четыре агрегатора. Мощность шести платформ из Топа (4,9 млн ссылок) уже превышает половину суммарной мощности всех медиаресурсов, входящих в Топ-100 (9,7 млн ссылок).
Топ-100 медиаресурсов
С «уходом» Дзена в рейтинг платформ тройка лидеров абсолютного рейтинга выглядит так: РИА Новости, «RT на русском» и ТАСС. При этом по абсолютным значениям цитируемости в тройке в декабре вырос только ТАСС, которому «дышит в спину» Лента.ру.
Новички Топ-10: Новостной фронт (8 позиция, +5 строчек рейтинга) и Московский комсомолец (9, +3). Лидеры роста по позициям: Сайт мэра Москвы (45, +48), Белновости (79, +20) и Медиазона (55, +18). Лидеры снижения: Новое Время (82, –18), Культурология.Ру (86, –16) и Казинформ (95, –11). Новички Топ-100: ПостаНаука (78 позиция), Forbes (90), Телеканал «Союз» (91), Блог Станислава Садальского (92), Блог Ильи Варламова (93) и HI-Tech@Mail.ru (100).
Описание рейтингов цитируемости Топ-платформ и Топ-100 медиаресурсов
Рейтинги формируются на основе Индекса цитируемости источника в социальных медиа. Рейтинг платформ включает экосистемы по распространению контента (для Яндекс.Дзен учитывается цитирование только авторских каналов), Топ-100 включает медиаресурсы: СМИ, UGC-площадки, блоги, и другие популярные ресурсы. Рейтинги призваны показать какие источники реально формируют информационное поле социума.
Для расчета рейтингов проанализированы публичные русскоязычные сообщения, опубликованные за месяц в социальных сетях ВКонтакте, Одноклассники, Twitter, Facebook, Instagram, YouTube, Мой Мир, МирТесен, а также в блогах, форумах, публичных каналах мессенджеров, комментариях к новостным статьям. Сообщения от автоматических аккаунтов (ботов) и самоцитирование исключены из анализа.
Мониторинг социальных медиа
Методология составления рейтингов
- Индекс цитируемости в социальных медиа – это число ссылок (цитирований) на источник (платформы или медиаресурсы) в соцмедиа за месяц. Для расчета рейтинга число ссылок за полный месяц нормируется для 30 дней.
- Перед расчетом цитируемости все короткие ссылки на источники преобразуются в исходные. Короткие ссылки разворачиваются для более, чем 900 сервисов типа t.co, fb.me, goo.gl и др.
- Доля платформы в Топ-платформ – это доля виральности информационного поля, формируемого платформами в Топ-платформ, выраженная в процентах с шагом 0,1%.
- Доля медиаресурса в Топ-100 – это доля виральности информационного поля, формируемого ресурсами в Топ-100, выраженная в процентах с шагом 0,1%.
Система анализа и мониторинга социальных медиа Brand Analytics.