Противостояние мнений вокруг Храма на Драме в Екатеринбурге определило народную составляющую медийной повестки в мае. Отражением тренда в рейтинге виральности русскоязычных ресурсов Топ-100 стал взлет медийных представителей сторон конфликта – сетевого издания «Екатеринбург Онлайн» и православного телеканала «Союз». Первый вырос сразу на «полрейтинга» – на 51 позицию, второй стал новичком Топ-100, поднявшись сразу на 84 строчку рейтинга.
В рейтинге «Топ-платформ» знаковые изменения по-прежнему касаются только Telegram’а. Как мы и предполагали, апрельское снижение цитируемости платформы стало «разовым». Платформа не только отыграла временное снижение, но и, несмотря на «праздничный» май, показала рекордную для 2019 года цитируемость – 3,6 млн ссылок.
Данные для анализа
Для составления рейтингов «Топ-платформ» и «Топ-100 виральных русскоязычных медиаресурсов» было проанализировано 2,2 млрд русскоязычных сообщений в социальных медиа в мае 2019 года, содержащих почти 2,4 млрд ссылок на платформы и медиаресурсы, 294 млн из которых являлись короткими ссылками, развернутыми для корректного анализа.
Топ-платформ
К «естественному» контентному росту виральности Telegram’а добавился тренд на использование Telegram-ботов. Майское расширение возможностей ботов и связка их с вебом только усилит тренд. Число ссылок на разнообразные Telegram-боты уже составляет порядка 5% от общего числа ссылок на ресурсы Telegram. Что превышает цитируемость такого агрегатора, как Рамблер/Новости, который, в свою очередь, единственный в рейтинге помимо Telegram продемонстрировал в мае заметный рост цитируемости – на 25%.
Топ-100 виральных русскоязычных медиаресурсов
В тройке лидеров существенное изменение – «Комсомольская правда» поднялась сразу на 3 строчки рейтинга и стала второй в топе, обойдя «RT на русском», ТАСС и Ленту.ру.
Помимо резонансных событий в Екатеринбурге, к наиболее значимым изменениям в рейтинге русскоязычных ресурсов привели громкие события в Армении – армянское информационное агентство МАМУЛ.am поднялось в Топ-100 сразу на 24 позиции (68 позиция, +24 строчки рейтинга).
Июньские выборы в Казахстане пока не вызвали заметного роста интереса к казахским ресурсам. В мае выросли – Новости Казахстана (91, +8), Tengri News (66, +4) и Zakon.kz (45, +4). При снижении интереса к Казинформ (94, -10).
Из российских регионов наиболее заметен в медиаполе Санкт-Петербург, где полным ходом идет подготовка к выборам губернатора. В мае заметно выросла цитируемость ресурсов северной столицы – петербургская интернет-газета Fontanka.ru (56, +10) и «Невские новости» (73, +10) прибавили в рейтинге сразу по 10 позиций.
На фоне длительных праздников пользователи нашли время для спорта и, в первую очередь, для чемпионата мира по хоккею: Чемпионат.com (52, +16), Матч-ТВ (78, New), а также для новостей из мира технологий – Хабр (46, +17), iXBT.com (92, New).
Описание рейтингов цитируемости Топ-платформ и Топ-100 виральных русскоязычных медиаресурсов
С 2019 года Brand Analytics ежемесячно публикует два рейтинга, демонстрирующих тренды медиапотребления: новый «Топ-платформ» и традиционный «Топ-100 виральных русскоязычных медиаресурсов».
«Топ-100 виральных русскоязычных медиаресурсов» – это рейтинг производителей контента (СМИ, UGC-площадок, блогеров и т.д.), а «Топ-платформ» – это рейтинг экосистем, аккумулирующих и распространяющих контент. К ним можно отнести классические новостные агрегаторы, медийную систему публичных каналов в мессенджерах, а также новую волну персонализированных ньюсфидов и различных платформ для авторов. Для Яндекс.Дзен учитывается цитирование только авторских каналов. Рейтинги призваны показать, какие источники реально формируют информационное поле социума.
Анализ социальных сетей
Методология составления рейтингов
- Для расчета рейтингов анализируется месячный поток русскоязычных сообщений социальных медиа, которые включают социальные сети ВКонтакте, Одноклассники, Twitter, Facebook, Instagram, YouTube, Мой Мир, МирТесен, а также блоги, форумы, публичные каналы мессенджеров, комментарии к новостным статьям. Сообщения от автоматических аккаунтов (ботов) и самоцитирование исключены из анализа.
- Индекс цитируемости в социальных медиа – это число ссылок (цитирований) на источник (платформы или медиаресурсы) в соцмедиа за месяц. Для расчета рейтинга число ссылок за полный месяц нормируется для 30 дней.
- Перед расчетом цитируемости все короткие ссылки на источники преобразуются в исходные. Короткие ссылки разворачиваются для более, чем 900 сервисов типа t.co, fb.me, goo.gl и др.
- Доля платформы в Топ-платформ – это доля виральности информационного поля, формируемого платформами в Топ-платформ, выраженная в процентах с шагом 0,1%.
- Доля медиаресурса в Топ-100 – это доля виральности информационного поля, формируемого ресурсами в Топ-100, выраженная в процентах с шагом 0,1%.
Система мониторинга и анализа социальных сетей Brand Analytics.