РешенияКейсыСтоимостьОбучениеТрендыКомпанияБлог

Русское искусство на экспорт: анализ мировых соцмедиа

Как мир воспринимает русское академическое искусство? Кто из наших классиков остается эталоном литературы и музыки столетия спустя? И какой экспортный потенциал у классического искусства сегодня? Эти и многие другие вопросы поднимались на RICS 2025 (Российские международные креативные сезоны) в Санкт-Петербурге. Специально для «русских сезонов» Brand Analytics провел масштабное исследование соцмедиа, чтобы проанализировать восприятие академического искусства зарубежными пользователями.  Результаты показали, что никакой отмены русской культуры не случилось, несмотря на сложную геополитическую обстановку в мире.

Как мы считали

В рамках исследования была проанализирована выборка в 40 миллиардов публичных сообщений в социальных медиа в период с 1 октября 2024 по 30 сентября 2025 года. Из выявленных 6,5 миллионов сообщений по теме русского искусства 123 тысячи публикаций от 64 тысяч авторов касались экспорта. Проанализированная выборка включала обсуждения на шести самых популярных языках — английском, французском, испанском, итальянском, португальском и немецком. Общее вовлечение составило 26 миллионов реакций пользователей на контент, имеющий отношение к экспорту русского искусства. Исследование выделило два потока контента: тот, что создается в России для продвижения, и тот, что органически рождается в зарубежных соцсетях.  Исследование проводилось с использованием системы анализа соцмедиа и СМИ Brand Analytics.

География, Щелкунчик и генеративные песни Маяковского: что показало исследование

В период с 1 октября 2024 по 30 сентября 2025 года зафиксировано 108,8 тыс. сообщений, созданных 58,8 тыс. авторами, воспринимающими и обсуждающими академическое русское искусство. Вовлеченность (лайки, репосты, комментарии) — 23,8 млн, просмотры – 801 млн. Это свидетельствует о высоком уровне интереса к русскому искусству за рубежом, причем равномерно в течение всего года с традиционными для ноября-декабря всплесками обсуждений на фоне рождественских постановок Щелкунчика.

Чаще всего академическое искусство обсуждают пользователи соцмедиа из США (32, 09%). Примечательно, что тональность обсуждений смешанная, с заметным количеством негативных упоминаний (421 негативное против 551 позитивного). Это указывает на оживленную и полемичную дискуссию в американском обществе, связанную в том числе с политическими событиями и отношением между странами.

Преимущественно нейтральный, но стабильный интерес виден среди пользователей из Франции (7,1%) и Великобритании (7,1%). Эти страны исторически были и остаются ключевыми для экспорта русской классики: от издания книг русских писателей до гастролей симфонических оркестров и балетных школ из России. Чуть менее активно, но достаточно заметно в цифровой среде русское академическое искусство обсуждают в Италии (4,29%), Индии (3, 43%) и Канаде (2,83%).

Основными площадками для публикаций, связанных с русским искусством, являются X.com (26,3%) и Reddit.com (19,8%). Наиболее просматриваемый контент находится на X.com и YouTube. А самый высокий уровень вовлеченности пользователей при этом — в Instagram* и YouTube.

Академическое русское искусство мужчины(60%) обсуждают чаще женщин(40%), а наибольший интерес к теме наблюдается у взрослой аудитории (35 лет и старше).

Тематики, которые мы из России транслируем практически совпадают с теми, которые обсуждают в соцмедиа в других странах. Главные темы- изобразительное искусство, музыка и балет. Но при этом, из России мы готовы чаще всего говорить о живописи и изобразительном искусстве (вовлеченность 900 тыс. реакций), тогда как зарубежные пользователи больше внимания уделяют классической музыке (11 млн 300 тыс. реакций).  В топ тем обсуждений также попали литература, кинематограф, театр, опера и поэзия.

Об интересе к русскому искусству говорит большой объем сообщений о нехватке курсов и школ русского языка, не только чтобы выучить русский язык, но и чтобы лучше понять культуру. Кроме того, встречаются сообщения о трансляции русской классической музыки в сетях европейских (и не только) отелей. С развитием нейросетей на разных платформах стали появляться видео от зарубежных пользователей с генеративными песнями на стихи русских поэтов, среди которых, например, Владимир Маяковский.

О ком говорят зарубежные соцмедиа

Главными «хэдлайнерами» русского академического искусства уже много десятилетий остаются одни и те же деятели культуры. В соцмедиа переместились привычные стереотипы, что и были столетие назад. Мир, как и прежде, ценит великие произведения Федора Достоевского, зачитывается романами Льва Толстого и восхищается музыкой Петра Чайковского. Следом за ними идут чуть менее популярные за рубежом, но знакомые большинству пользователей соцмедиа – поэт Александр Пушкин и писатель Антон Чехов.

Ключевые выводы

Русское искусство укрепляет статус эффективной мягкой силы и востребованного экспортного актива, вызывая стабильно высокий интерес в мире. Миллиарды просмотров и миллионы взаимодействий говорят не только о признании в традиционных странах, но и об интересе со стороны других, например, Индии, Китая и Персидского залива. Так мы постепенно открываем искусство для новых стран, а новые страны — для русского искусства.

Бесплатный демонстрационный доступ

Персональный консультант проведет демонстрацию и поможет протестировать систему с учетом ваших бизнес-задач

Запросить демо

Последние статьи

Итоги конкурса кейсов по аналитике соцмедиа «Хрустальный шар 2025»

HR-бренд с аналитикой соцмедиа

HR-бренд с аналитикой соцмедиа: как стать компанией мечты для лучших специалистов

Исследование участника конкурса «Хрустальный Шар» представили на медконгрессе на Кубе

Brand Analytics Conference 2025: аналитика соцмедиа для эффективности бизнеса в условиях сжатия экономики