3 марта в Казани завершились Игры Будущего 2024 — первый международный мультиспортивный турнир в концепции фиджитал. Соревнования проводились по гибридным дисциплинам, каждая из которых объединяла физическую культуру и киберспорт или VR-/AR-технологию и проверяла навыки атлетов сразу в двух измерениях.
Как изменилось внимание аудитории к теме фиджитал за год? Как Игры Будущего откликнулись в настоящем? Какие спортивные дисциплины больше всего обсуждали пользователи соцмедиа? Ответы — в исследовании Brand Analytics.
Physical+digital
Благодаря Играм Будущего 2024 в лексикон русскоязычных пользователей соцмедиа прочно внедрилось понятие «фиджитал» (physical+digital). В интересах исследования было проанализировано более 36 млрд публичных русскоязычных сообщений соцмедиа, опубликованных в период с 5 марта 2023 года по 5 марта 2024 года. Среди них было выявлено более 678 тыс. сообщений с упоминанием термина «фиджитал». При этом активнее всего люди начали обсуждать фиджитал в последние полгода (90% сообщений). Всплеск интереса к тематике начинается в конце сентября 2023 года, когда стартовали отборочные турниры по различным дисциплинам Игр Будущего.
Основной площадкой для обсуждения тематики «фиджитал» стала социальная сеть ВКонтакте, которая аккумулировала более 55% всех сообщений по теме.
Игры Будущего в цифрах
С 19 февраля по 5 марта 2024 года мы проанализировали более 1,6 млрд публичных русскоязычных сообщений пользователей соцмедиа, среди них было выявлено более 314 тыс. публичных русскоязычных сообщений соцмедиа с упоминанием Игр Будущего. Обсуждения вызвали 8,5 млн пользовательских реакций. У публикаций по теме — более 411 млн просмотров.
Чтобы понять, какие направления Игр Будущего вызвали наибольший интерес у широкой аудитории с 19 февраля по 5 марта 2024 года, мы разделили все соревновательные дисциплины в рамках турнира на три категории: «Спорт», «Киберспорт» и «Технологии».
Спорт
В категорию «Спорт» были включены классические виды спорта и их цифровые аналоги: фиджитал-футбол, фиджитал-баскетбол, фиджитал-хоккей, фиджитал-единоборства, фиджитал-гонки, фиджитал-скейтбординг, фиджитал-BMX, виртуальная велогонка, танцевальный симулятор и кибатлетика. Этим дисциплинам Игр Будущего русскоязычные пользователи соцмедиа посвятили 24,7 тыс. сообщений.
Самое большое внимание аудитории в категории получили дисциплины, наиболее близкие к традиционным видам массового спорта: лидирует фиджитал-хоккей (31% упоминаний в категории «Спорт»), серебро — у фиджитал-футбола (21%), третье место заняла дисциплина танцевальный симулятор. В аутсайдерах оказалась кибератлетика (0,7%).
Категорией «Спорт» интересовались преимущественно мужчины (58,4%). Активнее других эти дисциплины в соцмедиа комментировала взрослая аудитория в возрасте 35-44 лет и 55+ лет.
Киберспорт
В категорию «Киберспорт» вошли следующие дисциплины: CS2 + лазертаг, Warface + Лазертаг, Standoff 2, «Мир танков», Dota 2, MLBB и Speedrun. Они упоминались русскоязычными пользователями соцмедиа 23,5 тыс. раз в контексте Игр Будущего.
Подавляющее число сообщений (72% упоминаний в категории «Киберспорт») было посвящено популярной MOBA-игре Dota 2. Наименьшим вниманием пользовалась дисциплина Speedrun (1,4%) — в ней проверялись навыки спортсменов в прохождении игр на скорость и выносливость в шоу-матче.
Киберспортом женщины интересовались еще меньше, чем дисциплинами категории «Спорт», — их всего 28,9% от общего числа авторов. Самой вовлеченной оказалась аудитория в возрасте 25-44 лет (47%).
Активное обсуждение киберспортивных дисциплин в рамках Игр Будущего связано с общемировым трендом на киберспортивные мероприятия, а также участием в российском турнире команд международного уровня.
Технологии
В категорию «Технологии» были включены дисциплины: «Битва роботов», «Гонки дронов» и «Спортивное программирование». Им русскоязычные пользователи соцмедиа посвятили более 15,2 тыс. сообщений.
Основное внимание аудитории получила зрелищная «Битва роботов» (89% упоминаний в категории «Технологии»), в которой команды демонстрировали свои навыки в конструировании и программировании боевых роботов.
К «Технологиям» женщины проявили больше внимания, чем к «Спорту» и «Киберспорту». А вот юную аудиторию до 18 лет эта категория почти не заинтересовала (менее 2%).
За какими играми — будущее?
Игры Будущего 2024 привлекли внимание широкой аудитории, которая ранее, возможно, плотно не интересовалась геймдевом, киберспортом, робототехникой, дополненной и виртуальной реальностью, информационными технологиями и искусственным интеллектом.
Росту интереса способствовал уникальный фиджитал-формат соревнований. При этом наибольшее внимание пользователей соцмедиа получили дисциплины, связанные с «привычными» видами спорта, правила которых им понятны. Кроме этого, активные обсуждения вызвали наиболее зрелищные направления, такие, как «Битва роботов».
Анализируя мнения пользователей, можно сделать вывод, что популярность фиджитал-игр в будущем будет только расти. Успех ждет те игры, которые смогут предложить захватывающий игровой опыт, сочетающий физические и цифровые элементы. Например, шутеры с дополненной реальностью, гонки на выживание с элементами виртуальной реальности, многопользовательские спортивные симуляторы с возможностью физической активности и соревнований и подобные им. Такие игры, позволяющие погрузиться в уникальные миры и переживать удивительные приключения на новом эмоциональном уровне, смогут привлечь широкую аудиторию, интересующуюся как традиционными видами спорта и развлечений, так и новыми технологиями.
Можно предположить, что свою аудиторию получат и игры с элементами искусственного интеллекта, в которых можно будет создавать умных и адаптивных противников, с ними игровой процесс станет еще более интересным и непредсказуемым.