Качество жизни в стране во многом определяется работоспособностью наиболее популярных у населения сервисов и служб. Так, например, новость о том, что у одного из ведущих банков возникли проблемы с мобильным приложением – это новость федерального уровня, касающаяся большинства граждан. Поэтому возможность в одном месте видеть картину доступности и сбоев массовых сервисов позволит компаниям сократить время их простоя и повысит качество жизни нашего населения.
До недавнего времени на территории России эту задачу решал зарубежный сервис Downdetector. Однако весной 2022 года он прекратил работу в нашей стране. В связи с этим Brand Analytics, резидент Фонда «Сколково», в мобилизационном режиме подготовил и запустил российский сервис «Детектор сбоев» (downdetector.brandanalytics.ru), который уже на старте показывает картину работоспособности по более, чем 100 популярным сервисам. В наблюдаемом пуле мобильные приложения банков и служб доставки, интернет-магазины, транспортная инфраструктура и т.д.
Наталья Соколова, СЕО Brand Analytics:
«Сегодня сложилась ситуация, когда компании чаще узнают о сбоях в работе своих сервисов от пользователей, нежели от внутренних служб. Люди делятся в соцсетях эмоциями из-за возникших проблем с сервисом, рассчитывая на поддержку и советы друзей. Однако, чтобы найти такую информацию и понять, что происходит, требуется анализировать очень большой поток данных и использовать для этого нейросети, работающие в режиме реальном времени. Наш Детектор сбоев это умеет и сможет быстрее других источников предупреждать компании о возникших у них проблемах».
Оксана Ульянинкова, Руководитель перспективных проектов в области информационной безопасности Фонда «Сколково»:
«Ключевое преимущество данного сервиса – это ориентация на Российский рынок, мониторинг всех видов источников русскоязычных соцмедиа и актуальных для нашей страны площадок. Решение будет востребовано как пользователями, так и партнерами, которые смогу использовать данные и аналитику в своей работе. Если бы Downdetector не ушел из России, «Детектор сбоев» в любом случае занял бы львиную долю местного рынка».
Преимущества Детектора сбоев
Детектор сбоев – не аналог Downdetector, это шаг или даже два шага вперед. Во-первых, Downdetector умел анализировать только Twitter. Twitter в России давно уже «на вторых ролях». А, учитывая снижение на 34% числа активных авторов соцсети с февраля по май 2022 года согласно исследованию Brand Analytics, использовать данные только этой соцсети для сервиса, подобного Детектору, является неоднозначным решением.
В отличие от Downdetector, Детектор сбоев анализирует все источники социальных медиа и, в первую очередь, самые большие – российские соцсети ВКонтакте и Одноклассники, а также Telegram.
Мало того, многие из популярных сервисов являются партнерами Brand Analytics и используют в своей работе одноименную систему аналитики. Технология выявления сбоев уже несколько лет работает внутри системы Brand Analytics и доказала свою эффективность на практике. Теперь она легла в основу общедоступного сервиса.
Дальнейшее развитие Детектора в обязательном порядке будет учитывать обратную связь как от партнеров, так и непосредственно от пользователей социальных сетей. Это еще одно достоинство российского Детектора, в отличие от зарубежного Downdetector.
Как работает Детектор
Для выявления проблем в работе различных служб нейросеть Детектора каждый день анализирует свыше 40 млн русскоязычных сообщений пользователей в различных источниках социальных медиа и находит информацию о сбоях.
Детектор представляет собой набор дашбордов, каждый из которых относится к отдельному массовому сервису. Дашборд каждого сервиса показывает его статус (доступен, есть вероятность сбоя, сбой), динамику сбоев «глазами пользователей», выявленные проблемы, очаги сбоев на тепловой карте мира и ленту сообщений, которая помогает разобраться в ситуации.
Развитие Детектора
Повышение качества и доступности сервисов, которыми пользуются миллионы людей, – вот тот результат, на который нацелен Детектор сбоев. Представленная версия сервиса является первой, но не окончательной. В планах Brand Analytics дальнейшее развитие Детектора с учетом обратной связи от компаний-партнеров, а также от пользователей.