Brand Analytics по просьбе Фонда перспективных исследований составила коллективный портрет молодого российского ученого в возрасте 22-35 лет, составленный на основе анализа упоминаний в средствах массовой информации и социальных медиа. Исследование выявило профессиональные черты молодого российского ученого, его ценности и, что особенно важно, уникальные цифровые привычки, которые сближают его с подрастающим поколением Альфа.
Исследование проводилось с использованием ИИ-системы «Тренд Детектор Исследования», для чего были проанализированы 40 млрд публичных сообщений в СМИ и соцмедиа за период с 13 ноября 2024 года по 13 ноября 2025 года. Из них по теме молодых ученых выявлено более 20 000 публикаций из различных источников, включая социальные сети (Telegram, ВКонтакте, TikTok , Instagram*( соцсеть признана экстремистской и запрещена в РФ), федеральные и региональные СМИ, университетские порталы и научные платформы. Географический охват включает все регионы России, а также упоминания о российских ученых в публикациях из стран СНГ, Китая и других государств.
Цифровая среда: ученые в пространстве социальных медиа
Молодые ученые являются активными участниками цифрового пространства, а платформы для них – не просто инструмент развлечения, а среда для профессиональной коммуникации, популяризации науки и обмена знаниями.

Лидером по значимости для научного сообщества стал мессенджер Telegram . Эта платформа используется для ведения тематических каналов, организации студенческих и научных сообществ и является основным источником оперативных новостей. На втором месте по популярности находится ВКонтакте, который служит для ведения блогов, анонсирования мероприятий и взаимодействия с аудиторией через опросы и интерактивы . YouTube остается ключевой площадкой для создания и потребления видеоконтента – от лекций и научно-популярных шоу до стримов. Пока в динамике года доля обсуждений в отечественном мессенджере MAX не так велика из-за старта его работы с лета 2025 г., но виден заметный прирост обсуждений месяц к месяцу, т.е. доля обсуждений в MAX будет активно расти в будущем.
В цифровом пространстве молодые ученые создают уникальный синтез – они сочетают академическую строгость с меметичной подачей, превращая сложные концепции в виральный контент.
Портрет молодого ученого
Анализ соцмедиа показывает: современный молодой ученый – это специалист 22-35 лет, работающий в приоритетных областях: медицина и здоровьесберегающие технологии, искусственный интеллект, новые материалы и биотехнологии, робототехника и беспилотные авиационные системы. Географически научная активность концентрируется в крупных исследовательских центрах: Москве, Санкт-Петербурге, Республике Татарстан, Новосибирской и Томской областях.

Молодые ученые демонстрируют удивительную способность трансформировать личные увлечения – от путешествий до тату-искусства – в социально значимые проекты с измеримыми результатами. Ключевыми темами профессиональной дискуссии остаются вопросы грантовой поддержки и системные вызовы. При высокой активности в конкурсах («Студенческий стартап» – более 11 000 заявок) сохраняется проблема базового финансирования и бюрократических барьеров.

Будущее науки: ученые и поколение альфа
Исследование медиапотребления поколения Альфа (дети 2011-2024 годов рождения) выявило критический парадокс: при высочайшем уровне технологизации, интерес к научному контенту среди поколения минимален. Доминируют платформы коротких видео (TikTok, Likee) и игровые метавселенные (Roblox). Пока поколение Альфа создает новые языки коммуникации – от эмодзи-кодов до вирусных челленджей – молодые ученые ищут способы говорить с ними на одном языке, превращая научные истины в цифровые артефакты. Успешными форматами научной коммуникации для этой аудитории становятся: анимационные образовательные проекты («Фиксики», «Смешарики»), практическая робототехника и интерактивные музеи. геймифицированные образовательные платформы
А что в итоге?
Молодой российский ученый 2024-2025 годов представляет собой уникальный синтез академической традиции и цифровой адаптивности. С одной стороны – глубокое погружение в профессиональную проблематику, с другой – свободное владение цифровыми инструментами и понимание логики новых поколений. Это поколение стоит перед двойной задачей: не только совершать научные открытия, но и заново изобретать язык научной коммуникации для поколения, мыслящего категориями Roblox и TikTok. И именно в этом симбиозе – залог будущего российской науки.




