Развитие дорожной инфраструктуры напрямую стимулирует рост интереса к автопутешествиям по России, превращая саму дорогу в часть туристического впечатления. Такой вывод следует из исследования Brand Analytics на основе анализа 40 млрд сообщений в социальных медиа. Масштабное исследование было представлено на «Транспортной неделе 2026» – ключевом ежегодном событии транспортной отрасли. Brand Analytics выступил аналитическим партнером мероприятия.
Ключевой вывод исследования – тема автопутешествий демонстрирует рекордно высокий «индекс лояльности» +22,8. Это доказывает, что в общественном мнении царит абсолютный позитив: положительных обсуждений в 23 раза больше, чем отрицательных.
Дорога как цель: новый тренд на «замедление»
Анализ русскоязычных публичных сообщений в соцмедиа выявил формирование нового тренда в России – «осознанного замедления». В противовес курортной суете, автопутешественники ценят свободу маршрута, возможность свернуть на неизвестную грунтовку и открыть для себя новые пейзажи нашей большой страны. «Это возвращение к себе и настоящему моменту — в собственном ритме», – отмечается в исследовании.
Инфраструктура комфорта обгоняет безопасность
Дорога перестала быть способом перемещения между точками А и Б. Современная дорожная инфраструктура стала полноценной частью туристического опыта. Для автотуристов наличие комфортных мест отдыха, заправок, туалетов, точек питания и мобильной связи напрямую влияет на впечатления от поездки и принятие решения о следующей. Больше всего внимания пользователей соцмедиа волнуют точки питания, заправки и туалеты на маршруте. Чуть менее популярно, но также в топе обсуждения, наличие на пути следования гостиниц и мобильной связи.

Исследование выявило неожиданный диссонанс в приоритетах путешественников. Несмотря на то, что классические атрибуты безопасности (аптечка) лидируют по частоте упоминаний, наибольший отклик аудитории вызывают предметы для повседневного комфорта: одеяло, термокружка и подушка. При этом в топе обсуждений по безопасности и комфорту лидируют не технические сервисы, а социальные и логистические аспекты – выбор попутчика и время в пробках.
Семья и питомцы – главные пассажиры
Семейный и детский туризм, а также путешествия с животными являются драйверами роста автотуризма в России и самой активной аудиторией. Их потребности – подбор отелей, маршрутов, правил перевозки – требуют первостепенного внимания от инфраструктуры. Форматы «вдвоём» и «в одиночку» пока остаются узкими нишами.
Трассы-лидеры и популярные маршруты

Исследование выделило самые обсуждаемые трассы страны. Лидером по упоминаниям стала М-4 «Дон» (вовлеченность — 61 тыс. сообщений), чей медийный эффект был усилен трипом блогеров из Москвы в Сочи через новые территории. М-12 «Восток» упоминается в контексте реального роста турпотока: после её открытия поток туристов в Арзамасе удвоился, а в Суздаль прибыло на 30% больше гостей. Среди популярных осенних маршрутов 2025 года – «Крымские Мальдивы», автомобильные маршруты к Байкалу и тувинский маршрут «Три озера».

Методология
Исследование проведено на основе анализа 40 млрд публичных сообщений русскоязычных пользователей социальных медиа за период с 1 ноября 2024 по 31 октября 2025 года с помощью системы мониторинга и анализа соцмедиа и СМИ Brand Analytics. По теме автопутешествий было выявлено и проанализировано 312 тысяч сообщений.


