«Рейтинг эффективности коммуникаций российских университетов» — это совместный проект компании Brand Analytics и «Социального навигатора» международной медиагруппы «Россия сегодня». Он официально стартовал в январе 2023 года, с этого момента многие вузы активно используют рейтинг для разработки и корректировки собственных коммуникационных стратегий.
7 февраля 2024 года на круглом столе в МИА «Россия сегодня» впервые был представлен интегральный рейтинг вузов, который объединил рейтинг вовлеченности аудитории на собственных ресурсах, рейтинг представленности в научно-популярных СМИ и рейтинг представленности в СМИ и соцмедиа за 2023 год. В рамках пресс-конференции три крупных российских вуза поделились своими кейсами по успешному применению рейтингов вузов для выбора собственных показателей KPI, для разработки коммуникационных стратегий и дальнейшего отслеживания результатов их реализации.
Кейс Новосибирского государственного педагогического университета
Новосибирский государственный педагогический университет — один из крупнейших педагогических университетов России. В начале прошлого года НГПУ оказался на не самых высоких позициях системы рейтингов вузов. Команда университета оперативно проанализировала данные публичных рейтингов проекта и сделала выводы, что в части коммуникаций у вуза получается с должным эффектом, а что необходимо улучшить.
В вузе была разработана дорожная карта по улучшению показателей в медиапространстве и, соответственно, в рейтингах проекта. Команда университета начала работу с простых механик: совместно с программистами проверили корректность работы счетчиков на своем сайте, проанализировали цифровой след его пользователей и приступили к SEO-оптимизации сайта.
Затем НГПУ скорректировал свою медиастратегию, сделав ставку на третью миссию университета — вклад вуза в развитие общества. Команда университета усилила свою работу в научно-популярном направлении и изменила подход к контенту на собственном сайте: описание образовательных программ, статьи и новости стали полнее и понятнее для всех целевых аудиторий вуза. Корректировки коммуникационной стратегии, принятые с опорой на публичные рейтинги вузов, были внесены в программу развития НГПУ до 2030 года.
В результате реализации дорожной карты по улучшению показателей в медиапространстве НГПУ не только улучшил свои позиции в рейтинге вузов, но и провел успешную приемную кампанию. Кроме этого, НГПУ завоевал третье место во Всероссийском конкурсе журналистских работ в области образования «ПРО Образование — 2023» в номинации «Популяризация отечественной науки».
В 2024 году в НГПУ планируют увеличить собственное присутствие в научно-популярных СМИ, а также продолжат модернизацию и оптимизацию своего официального сайта, чтобы он стал еще удобнее и информативнее. Кроме этого, вуз продолжит работу над новыми каналами коммуникации с абитуриентами, студентами, родителями и профессиональным сообществом региона. Как перспективную площадку НГПУ отметил Дзен.
Кейс Сибирского государственного медицинского университета
Медиасообщество медуниверситетов сейчас определяет будущее медицины — считают в Сибирском государственном медицинском университете. Команда вуза уверена, что сегодня стратегически важно популяризировать саму профессию врача и, обращая внимание на данные публичного рейтинга, объединяться с другими медвузами и совместно выстраивать правильное позиционирование.
В СибГМУ отмечают, что медицинские вузы сегодня конкурируют не только внутри медицинского инфополя, но и с другими университетами. Рейтинг вузов помогает СибГМУ четко понимать свои позиции на фоне других высших учебных заведений и в оперативном режиме в течение года корректировать свою медиастратегию.
Еще до появления рейтингов эффективности коммуникаций российских университетов в СибГМУ стремились найти объективный способ оценки своих позиций в медиаполе. Для этого команда университета разработала собственный медиарейтинг медицинских вузов, в который вошли 46 высших учебных медучреждений. Для подготовки своего рейтинга команда СибГМУ анализировала верифицированные показатели, которые находятся в открытом доступе. Итоговая сумма баллов каждого вуза складывалась из количества упоминаний в СМИ и показателей по социальным медиа. Параметры рассчитывались отдельно и формировали итоговую позицию университетов в рейтинге.
Главными целями внутриотраслевого рейтинга медвузов были выявление наиболее эффективных способов взаимодействия с аудиторией для популяризации профессии врача и анализ ключевых тенденций в медицинском образовании. Кроме этого, СибГМУ было важно оценить свою позицию в части медиакоммуникаций и таким образом оценить качество своей работы.
Как отмечают в СибГМУ, система рейтингов, разработанная Brand Analytics и «Социальным навигатором», решила давнюю проблему объективной оценки эффективности коммуникаций вузов, причем эта оценка точная, более комплексная и оперативная. Благодаря удобной функции фильтрации рейтингов СибГМУ видит свои позиции среди других медуниверситетов, но также может сравнить себя с другими вузами своего и соседних регионов.
Кейс Белгородского государственного университета
PR-команда Белгородского государственного университета считает мониторинг медиапространства главным инструментом в своей работе и ведет его в нескольких форматах. Ежедневный мониторинг с помощью системы Brand Analytics помогает руководству БелГУ в принятии управленческих решений, а пресс-службе вуза позволяет оперативно корректировать свою работу. На основе ежемесячного мониторинга в университете готовят отчет с выводами об эффективности собственных усилий в медиаполе.
Кроме этого, в БелГУ постоянно отслеживают медиаактивность конкурентов, оценивают свое положение на их фоне — для конкурентного анализа в университете используют рейтинг эффективности коммуникаций российских университетов. Этим инструментом пользуется и учредитель вуза — рейтинг помогает оценить уровень медиаактивности БелГУ и качество работы его ректора.
Чтобы стимулировать команду университета постоянно улучшать качество внешних коммуникаций, БелГУ формирует внутренний рейтинг медийной активности всех своих подразделений. Рейтинг учитывает вовлеченность аудитории на собственных ресурсах отдельных институтов, их представленность в СМИ и упоминаемость в соцмедиа. В университете даже учредили внутренний конкурс медийной активности. Такой подход способствует повышению вовлеченности и эффективности всех сотрудников, так или иначе принимающих участие в формировании информационной повестки университета. А еще помогает решить проблему недостаточной представленности в научно-популярных СМИ — в рамках медиаконкурса были учреждены отдельные номинации для ученых, которые активно выступают в как эксперты в медиа.
Полезными инсайтами для создания и корректировки коммуникационных стратегий вузов мы поделились в блоге Brand Analytics в рамках исследования на основе данных первого интегрального рейтинга за 2023 год.
Призываем российские университеты активнее делиться с сообществом своим опытом по использованию нашего рейтинга вузов и применять лучшие практики коллег для выстраивания собственных коммуникационных стратегий.