Креативная экономика становится одной из самых перспективных отраслей экономики. Ее доля в ВВП развитых государств достигает 9-10%. В России вклад креативных индустрий в экономику пока не превышает 2%, но к 2030 году этот показатель должен быть удвоен. С 5 февраля 2025 года вступит в силу Федеральный закон о развитии креативных индустрий (330-ФЗ). В нем обозначено не только само понятие, что такое креативная экономика и ее основные классификации, но и распределены полномочия, где основная ответственность за создание кластеров и развитие индустрии лежит на регионах.
Наиболее сложной эта задача видится для Дальнего Востока, где ограничен внутренний рынок потребления и острая нехватка кадров. Поэтому программами по созданию инфраструктуры для креативных кластеров и подготовкой управленческих кадров там начали комплексно заниматься одними из первых. Сразу три региона Дальнего Востока презентовали стратегии развития креативной экономики. Это Республика Саха (Якутия), Приморский край и Сахалинская область. А Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), Минвостокразвития России и Арктический институт культуры и искусств запустили образовательную программу «Управление креативными пространствами».
Первый очный модуль образовательной программы «Креативный кластер как драйвер развития креативной экономики в регионе» прошел в Москве в конце прошлого года. Brand Analytics стал партнером программы, а в качестве преподавателей учебного модуля выступили руководитель проектов Brand Analytics Александр Спиридонов и ведущий аналитик Brand Analytics Дмитрий Майоров.
Александр рассказал управленцам креативных индустрий дальневосточных регионов о том, как анализ социальных медиа может помочь им в понимании потребностей потенциальных клиентов, помочь изучить группы целевой аудиторию и разработать для них работающую коммуникационную стратегию. И более конкретно ответил на вопросы как аналитика соцмедиа помогает найти блогеров и лидеров мнений для сотрудничества и последующей оценки эффективности такого сотрудничества.
«Среднестатистического клиента в природе не существует. Важная инвестиция, которую вам необходимо сделать, — это инвестиция в глубокое понимание своих клиентов и рынка. Аналитика соцмедиа помогает внедрить клиентоцентричный подход, благодаря которому вы можете добиться высокого качества обслуживания и уровня лояльности к бренду, а также высокой вовлеченности в маркетинговые активности. Многие недооценивают полезность данных соцмедиа для маркетинга. А ведь это более 3 млрд публичных русскоязычных сообщений в месяц, из которых до 30% — рекомендации и отзывы, которые являются источниками инсайтов. Важно понимать, что в опросах пользователи дают социально ожидаемые ответы, в соцсетях – нет».
Александр Спиридонов руководитель проектов Brand Analytics
В своей лекции руководитель проектов Brand Analytics Александр Спиридонов большое внимание уделил медиакартам. Медиакарта — это метод визуального отображения различных источников распространения информации с учетом информации об их владельцах, целевой аудитории, о ценностных установках и о других важных сведениях. Этот подход помогает исследовать медиа-ландшафт, выявлять связи между источниками и определять, каким образом информация распространяется и как меняется. Они могут использоваться для анализа медиа-экосистемы, выявления ключевых игроков в медиаполе и определения влияния различных источников на общественное мнение.
Участники первого очного образовательного модуля «Креативный кластер как драйвер развития креативной экономики в регионе» смогли на практике поработать с системой мониторинга и анализа социальных медиа и СМИ Brand Analytics. Мастер-класс для них провел ведущий аналитик Brand Analytics Дмитрий Майоров.
В рамках практического занятия все участники образовательной программы с помощью системы Brand Analytics выполнили упражнение по исследованию различных аспектов рынка креативных индустрий (мода, искусство, анимация, гастрономия и др.), по итогам исследований сформировали собственные отчеты.
«На мастер-классе я показывал участникам, как устроена система мониторинга, как она работает и как может помочь представителям креативной индустрии Дальнего Востока. Среди участников были сотрудники небольших организаций. Мы обсудили, как они могли бы продвигаться через соцсети, через свои сообщества. Как анализировать эффективность контентного продвижения. Далеко не все компании креативного кластера могут себе позволить закупать мониторинговые системы прямо сейчас, но многие готовы развиваться в эту сторону. Тем более, что, работая в связке с региональными чиновниками, важно использовать инструментарий аналитики соцмедиа и СМИ для оценки эффективности развития проектов в области креативных индустрий.
Дмитрий Майоров ведущий аналитик Brand Analytics