Согласно исследованию Brand Analytics (Социальные сети в России: цифры и тренды, осень 2019), социальная сеть ВКонтакте – номер один в России, и потому настроения ее пользователей отражают общие настроения россиян. Мы продолжаем серию исследований о том, что обсуждают пользователи VK во время пандемии коронавируса, подготовленную специально для ВКонтакте.
На этот раз Brand Analytics выяснил, что волновало людей в апреле, когда в России был введён режим самоизоляции. Для этого был проанализирован полный поток русскоязычных сообщений в VK за апрель 2020 года с целью выявить тренд-слова, которые отражают основные интересы и беспокойства пользователей.
В апреле в лексикон пользователей VK прочно вошло слово «самоизоляция», которое в марте использовали не так часто. Также в прошлом месяце люди активно обсуждали не только вирус и его влияние на здоровье людей, но и экономические последствия пандемии. Так, в рейтинг вошли «безработный», «антикризисный», «петиция», «малоимущий». Пользователи активно писали и о мерах по борьбе с коронавирусом, которые вводились в стране и регионах. В постах и комментариях часто использовали слова «пропуск», «передвижение», «бесконтактный», «штрафовать», «КоАП» (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях) и другие.
Наряду с пандемией в апреле пользователи активно обсуждали и крупные праздники: Пасху, День космонавтики, День Победы. В рейтинг вошли слова «Пасха», «Христос», «кулич», «космонавтика», «полк» (в контексте «Бессмертный полк»).
Топ-20 тренд-слов ВКонтакте во время самоизоляции в апреле 2020:
- самоизоляция — 2 694 упоминаний на 1 млн слов;
- май — 2 357;
- Пасха — 1321;
- Христос — 1105;
- кулич — 700;
- петиция — 669;
- пропуск — 618;
- передвижение — 277;
- космонавтика —230;
- штрафовать — 167;
- вербный — 159;
- КоАП — 143;
- полк — 134;
- безработный — 130;
- благовещение — 127;
- бесконтактный — 120;
- респиратор — 106;
- вирусолог — 97;
- антикризисный — 90;
- малоимущий — 71.
(Brand Analytics специально для ВКонтакте)
Тренды VK для бизнеса
Отдельной строкой мы решили вынести тренд-слова, которые могут быть интересны маркетологам и бизнесу. В момент, когда внешняя среда постоянно меняется, и все мы вынуждены к этому приспосабливаться, анализ мнений пользователей соцсетей представляет особую ценность для любого бизнеса и помогает ему выжить. За тренд-словом может скрываться новая ниша или проблема для бизнеса. А также новые сценарии поведения пользователей.
- дистанционка (65 упоминаний на 1 млн слов) – для бизнеса важен не только социальный аспект, но и анализ обсуждаемых практик, инструментов и новых проблем, возникших на удаленке;
- кураторство (51) – в связи с бурным ростом интереса к онлайн-образованию, вырос и запрос на кураторов (преподавателей) для дистанционного обучения;
- висцеральный (35) – имеется в виду жир: онлайн-тренировки и марафоны по похуданию сейчас пользуются популярностью из-за гиподинамии, закрытых спортзалов и грядущего лета, что ожидаемо используется фитнес-центрами и магазинами спортивного инвентаря;
- арендодатель (29) – «разборки» между арендаторами и арендодателями вылились в проект нового закона об одностороннем отказе от договора аренды, но проблема еще далека от решения;
- системообразующий (26) – список системообразующих предприятий, которые работают во время карантина и которым будет оказана помощь со стороны государства, вызвал много обсуждений в соцмедиа, которые в итоге повлияли на финальный состав списка;
- тотализатор (17) – пример быстрой переориентации бизнеса ставок со спорта на киберспорт.
Как мы считали
Для исследования были проанализированы 700 млн публичных записей и комментариев и более 13 млрд слов, опубликованных ВКонтакте в апреле. Для выявления тренд-слов анализируется мощность (частота) упоминания каждого слова в пересчёте на 1 млн слов и изменение этой мощности (сила тренда). Наиболее мощные слова из тех, чья частота употребления выросла заметнее всего (выше сила тренда), и есть тренд-слова.
Другие тренды смотрите в нашем Телеграм-канале.